Не мир, а перемирие. 28 июня 1919 года был заключен Версальский мирный договор

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

версаль
Два разных года начала века ХХ объединила одна дата – 28 июня.
В 1914 году в этот день в Сараево Гаврило Принцип убивает австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда – это событие станет поводом для начала Первой мировой войны.
Через пять лет, в 1919 году, совершенно не случайно в этот же день в Версале будет заключен мирный договор, который официально завершит войну.
На деле же война так и не прекратится. Война только утихнет.

Версальский мир, безусловно, был нужен обескровленным долгой войной государствам: все прекрасно понимали, что бесконечно воевать нельзя. При этом те, кто понимал суть политики, прекрасно осознавали, что мир, добытый в Версале, слишком хрупкий.

Вудро Вильсон, занимавший тогда  пост президента США, был абсолютно уверен, что именно этот мирный договор станет «гарантией мира во всем мире».
При этом оптимизм Вильсона не разделяли многие. Маршал Франции, главнокомандующий союзными войсками, прямо сказал, что это «не мир, это перемирие лет на двадцать». Ленин был еще категоричнее и назвал договор не миром, а «условиями, продиктованными разбойниками с ножом в руках беззащитной жертве».

Европа, которая до Первой мировой войны жила относительно спокойно, будучи поделенной на сферы влияния Германией, Австро-Венгрией, Российской империей, Францией, Италией и представлявшая собой некое подобие единого пространства, стала напоминать лоскутное одеяло, скроенное по принципу «каждому народу – свое государство».

Идея, как всегда, была лучше, чем ее исполнение. В итоге, относительно спокойная Европа стала покрываться «болячками»: в новых, наспех созданных государствах одни нации откровенно не признавали и даже презирали другие.
Большинство государств стали управляться режимами, которые демократическими назвать нельзя даже при большом желании.

Виноватой была признана Германия. Кругом и всюду.
Она вернула Франции Эльзас и Лотарингию, Польше – Познань и Померанию, Бельгии – Мальмеди, признала независимость Чехословакии, суверенитет Австрии; ей запретили иметь сухопутные войска численностью свыше 100.000 человек.
Все словно старались сделать так, чтобы слова Фоша о перемирии сроком на двадцать лет стали пророческими.

Жадность и алчность правителей государств, которые считали себя победителями в той войне, привели к тому, что Версальский мирный договор стал краеугольным камнем в громадину нового и более страшного великогерманского реваншизма.