Седьмой день Великой Войны. Вермахт, послушно исполняющий приказы своего главнокомандующего, рвется на Советский Север: по Директиве №21, известной, как план «Барбаросса», захват Кольского полуострова, и, прежде всего Мурманска, — были одними из первоочередных задач.
По замыслу германского главнокомандования группа армий «Норвегия» должна была нанести удары сразу на трех основных направлениях: из Петсамо на Мурманск, из района Кемиярви на Кандалакшу и из района Суомуссалми на Лоухи.
В кратчайшие сроки предполагалось захватить Мурманск, взять под контроль Кировскую железную дорогу, и, разгромив базы Северного флота, завладеть Кольским заливом. Командовал германскими войсками на серверном направлении генерал-полковник Николаус фон Фалькерхост – один из авторов плана «Барбаросса».
Война в Заполярье началась 22 июня 1941 года. При этом гитлеровцы всерьез планировали всего лишь через месяц после начала войны провести парад оккупационных войск в Мурманске. Первые дни войны 5-й воздушный флот люфтваффе совершал массированные налеты как на Мурманск, так и на другие ключевые объекты: пограничные заставы, промышленные объекты, базы Северного флота.
29 июня 1941 года германские и финские войска перешли в наступление на главном, мурманском направлении.
Наступающим германским войскам противостояли 14-я, 7-я и 23-я армии и соединения Северного флота, расположенные в Баренцевом и Белом морях.
Когда говорят о первых днях войны, чаще всего рисуют картину повального отступления Красной Армии, разбитые погранзаставы, оставленные военные части.
Ситуация на Кольском полуострове разительно отличалась от первых дней на других участках фронта.
Советские войска отнюдь не были застигнуты врасплох: к примеру, еще за неделю до начала Великой Отечественной войны, части 14-й армии были переброшены в район государственной границы СССР и должны были прикрыть кандалакшское направление, чтобы не позволить одним ударом отрезать полуостров от материка.
Первые дни оказались поистине трудными. Темпы наступления германской армии были далеко не впечатляющими: за три дня им удалось пройти не более 30 километров. Однако, вермахт все-таки смог добиться определенных успехов на мурманском направлении. Части и соединения Красной Армии были заблокированы наступающими войсками на полуострове Средний. При этом уничтожить советские войска гитлеровцы так и не смогли.
Расширить занятый под Мурманском плацдарм гитлеровцы не смогли. А вот командование 14-й армией и Северного флота смогло в кратчайшие сроки разработать план, который бы позволил сковать силы противника или даже ликвидировать угрозу.
Первые два десанта были высажены 6 и 7 июля. Итогом этой операции стало то, что под угрозу сразу же попали ключевые пути снабжения немецких сил. Осознавая опасность сложившейся ситуации, руководство группы армий «Норвегия» было вынуждено приостановить наступление и начать срочную переброску дополнительных сил для того, чтобы устранить угрозу в тылу.
Еще через два дня была проведена третья десантная операция, в ходе которой советские войска смогли буквально в нескольких километрах от немецкого плацдарма создать свой, не менее укрепленный.
…К началу августа 1941 года немецкое наступление захлебнулось на всех трех направлениях. Линия фронта была стабилизирована, Кировская железная дорога осталась под контролем советских войск.
Понимая, что прорвать оборону советских войск сразу на трех направлениях уже не удастся, немецкое командование вновь сосредоточилось на главном направлении удара.
Однако новое наступление, которое гитлеровцы начали в первую неделю сентября, ожидаемых результатов так и не принесло…
Оборонительные бои в Заполярье стали, пожалуй, самыми успешными на всем советско-германском фронте: на Кольском полуострове гитлеровцы не смогли достичь ни одной поставленной стратегической задачи.
Более того, на некоторых участках границы немецко-финские войска так и не смогли войти на территорию СССР…