Многовековая история мореплавания знает немало примеров мужества, проявленного храбрецами в борьбе со стихией. В этом впечатляющем перечне особняком стоит история дрейфа советской баржи Т-36, произошедшая зимой 1960 года. Хотя бы потому, что на этот раз суровому испытанию океан подверг не «морских волков», а простых солдат, служивших в строительных частях.
17 января шторм сорвал со швартовки самоходную танкодесантную баржу Т-36, на которой находились четверо — младший сержант Зиганшин, рядовые Поплавский, Крючковский и Федотов. Каждому из них было не больше 21 года. Баржа представляло собой небольшое тихоходное судно водоизмещением менее 100 тонн, которое использовалось для переходов в прибрежных водах в спокойную погоду. Выброшенное в открытое море, без топлива, оно стало практически неуправляемым. Рация оказалась разбита уже первые часы шторма — связи с берегом не осталось никакой. Из еды на борту было немного крупы, буханка хлеба и банка консервов.
Волнение на море улеглось, но спасательную операция не состоялась — все решили, что Т-36 вместе с экипажем погибла. А ее тем временем несло на юго-восток от острова Итуруп мощным течением.
Следующие полтора месяца превратились в постоянную борьбу за жизнь. Скудные запасы провизии быстро закончились, и в пищу пошло все, что хотя бы отдаленно напоминало еду — сначала кожаные солдатские ремни, затем очередь дошла и до кирзовых сапог. Пили воду из системы охлаждения, потом собирали дождевую.
При этом приходилось еще и бороться за живучесть баржи — очищать борта от льда, откачивать воду…
Их обнаружил 7 марта американский авианосец. Моряки были впечатлены тем, как вели себя эти до крайности истощенные, едва живые от голода люди. Советские солдаты держали себя достойно, подбадривали друг друга. Даже хотели попробовать самостоятельно вернуться домой, одолжив у американцев еды и топлива (конечно, об этом не могло быть и речи).
Вообще за время дрейфа все четверо показали пример исключительного мужества и самообладания — они не теряли веры в свои силы, не допускали паники и конфликтов, почти неизбежных в такой отчаянной ситуации.
Они моментально стали героями по обе стороны океана — о них писали газеты, снимали передачи. Поздравительную телеграмму прислал сам Никита Хрущев.
По возвращении в Советский Союз каждому из «итурупской четверки» вручили Орден Красной Звезды. А 49-дневный дрейф вошел в историю как ярчайший пример стойкости и воли советского солдата в самом казалось бы безнадежном положении.