Заветам Черчилля верны. Кто и как спешил проиграть в Холодной войне

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

i
Официальной датой начала Холодной войны принято считать 5 марта 1946 года. В тот день Уинстон Черчилль произнес речь в Фултоне, в которой рассказал об упавшем на Европу железном занавесе. По его мнению государства Восточной Европы после войны стали полицейскими государствами, управляемыми коммунистами. Фултонская речь стала продолжением неосуществленной  операции «Немыслимое», которая предусматривала начало новой войны между бывшими союзниками.

Черчилля не только услышали, но и поддержали. Через год после речи в Фултоне президент США Трумэн выдвигает программу, которая будет призвана сдерживать растущее влияние СССР.  В первую очередь «Доктрина Трумэна» будет направлена на пересмотр отношений СССР и США, сформировавшиеся при президенте Рузвельте: ограничение распространения социализма, оказание непрерывного давления на Советский Союз и всевозможная поддержка реакционных режимов.

Вскоре для защиты Европы от СССР 12 государств принимают решение объединиться в блок НАТО. Москва ответила на этот шаг созданием Организации Варшавского договора, что позволило сделать мир биполярным.

После ряда событий, которые могли привести к началу ядерной войны (например, череда Берлинских кризисов или противостояние между СССР и США в 1962 году) установился хрупкий баланс  сил, который просуществовал до 1979 года. В течение долгого времени США и их союзники были вынуждены мириться с тем, что Советский Союз умел и диктовал свою волю.

Все изменилось после ввода советских войск в Афганистан. Западные государства усмотрели в этом попытку экспансии, которая могла привести к нарушению геополитического равновесия.

Однако в 1985 году к власти приходит М. Горбачев. В том же году во время встречи с Рейганом он заявит о недопустимости ядерной войны. Горбачев станет первым из советских политиков, который станет постоянно практиковать политику односторонних уступок: до него ни один советский политик не позволял общаться с собой в ультимативной форме.

Именно после прихода к власти Горбачева «советский блок» стал стремительно терять силу. Вскоре «новое мышление» советского лидера принесет свои плоды.
Восточноевропейские государства, которые лишились поддержки Москвы, закружит вихрь «бархатных революций». Это приведет к тому, что к власти придут уже прозападные силы.

В ноябре 1989 года случится то, что американцы не смогли сделать в 1961 году: рухнула Берлинская стена. Через год после этого произойдет объединение ГДР и ФРГ.
Горбачев, как лидер огромной державы, на протяжении полувека диктовавшей условия половине земного шара, решил не утруждать себя выставлением условий объединения Германии. Он даже не предложил закрепить обязательство нового государства не вступать в какие-либо военные блоки. Понятно, что если эти условия были бы выдвинуты и приняты, то со временем обязательно нашлись бы способы их отменить. Но он этого сделать и не попытался.

Шаг назад был сделан. Вскоре Горбачев подпишет «Хартии для новой Европы». На первых страницах этого документа будет написано «..эра конфликтов и раскола Европы закончилась (…) Европа освобождается от наследия прошлого».  Логическим продолжением хартии стало прекращение действия Варшавского договора. Это был уже не шаг назад, а прыжок в пропасть: Горбачев снова даже не попытается закрепить военный нейтралитет стран-участниц ОВД. Напоминать о том, что блок НАТО распущен не был, наверное, не стоит.

Вскоре произойдет распад СССР. К власти придет Б. Ельцин, которого как политика на Западе воспринимать даже не будут. Носитель удобных Западу либеральных идей, возглавивший даже не СССР, с которым пол-мира вынуждено было считаться, – это не тот уровень политика, к которому за 50 лет привык Запад.

Новый президент новой страны сделает все возможное, чтобы понравиться западным коллегам. Сначала он заявит о том, что «ядерные ракеты перенацелены с США и других стран на незаселенные территории Земли», а потом поспешит в Кэмп Дэвид, где подпишет декларацию, которая положит конец Холодной войне.

Что получили США после этой декларации – вопрос даже не десятый: мало кого в России внутренние проблемы и череда военных конфликтов, в которых они приняли участие после 1991 года. Но они получили то, что хотели: зависимую, ослабленную страну, лидеру которой так легко было диктовать условия или просто не обращать внимания.

Все изменилось после возврата России к независимой политике, совершенно непохожей на привычные и милые Западу односторонние уступки.

    Оставить комментарий