19 сентября 1943 началась операция «Концерт»

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

%d0%be%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%86%d0%b5%d1%80%d1%82
1943 год стал переломным в ходе Великой Отечественной войны. И именно в этом году были нанесены наиболее массированные удары по железнодорожным коммуникациям гитлеровских войск.

Первой крупной операцией стала «Рельсовая война», которую советские партизаны провели в период с 3 августа по 15 сентября 1943 года. Результаты операции высоко отметили в Ставке ВГК: именно это послужило основанием для разработки новой операции такого типа.

В начале сентября начальником Центрального штаба партизанского движения при Ставке ВГК генерал-лейтенантом П.К. Пономаренко был утвержден новый план операции по уничтожению путей сообщения противника, которой дали кодовое название «Концерт».

Согласно этому плану перед каждым партизанским формированием были поставлены боевые задачи по подрыву железнодорожных путей, организации крушений эшелонов, разрушение инфраструктуры.  При этом каждый план был разработан с учетом всех условий буквально до мелочей.

Целью операции стал массовый вывод из строя целых участков железных дорог в тылу противника по всей линии фронта, — от Карелии до Крыма. Новая операция, которая проводилась под руководством ЦШПД, должна была затруднить переброску живой силы и техники в районы предстоящего наступления советских войск.

В общей сложности в операции должны были принять участие более 120 тысяч партизан, действовавших в составе 193 партизанских формирований.

Начало операции было запланировано на 19 сентября. Однако резкое ухудшение метеоусловий осложнило доставку грузов партизанским соединениям. В итоге было принято решение, что массовые диверсии начнутся 25 сентября. Однако многие отряды, заранее выдвинувшиеся на исходные рубежи, начали операцию, как и планировалось, — 19 сентября.

Первые диверсии были осуществлены ночью, а уже ранним утром минская дирекция германских имперских железных дорог, сообщила о резком ухудшении ситуации: «…действия партизан невыносимо увеличиваются (…) все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий…»
И это при том, что основная масса партизанских соединений боевые действия еще не начинала.

Одновременные диверсии на фронте общей длиной почти 900 километров и глубиной до 400 километров начались в ночь на 25 сентября.

Буквально на следующий день гитлеровское командование приняло решение о срочной переброске из тыла и с линии фронта дополнительных сил для восстановления коммуникаций.

Массовые диверсии на железных дорогах в тылу противника продолжались вплоть до конца октября и были прекращены из-за сложности поставок взрывчатки.
Результаты оказались более, чем эффективными: в ходе двух операций «Рельсовая война» и «Концерт» партизанами было подорвано свыше 360 тысяч рельсов ( в общей сложности более 2270 километров путей),

Уже после операции военные специалисты привели ошеломляющие подсчеты: действия партизан в период с августа по октябрь 1943 года оказались в одиннадцать раз эффективнее налетов всей гитлеровской авиации за аналогичный период.

Итогом стало то, пропускная способность железных  дорог,, проходивших по оккупированной территории, сократилась почти на 50%, что затруднило возможность оперативной перегруппировки войск.

    Оставить комментарий