«…чтобы кровь не была пролита даром»: 100 лет назад начался Брусиловский прорыв

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

бруспро 3
Год 1916.
Вся Европа – сплошной театр боевых действий. Два года континент утопает в крови: Артуа, Шампань и Карпаты, Восточная Пруссия и Антверпен, Саркамыш и Доггер-Банка, Дарданеллы и Верден – к середине 1916 года на материке не оставалось мест, которые не были бы обожжены огнем Первой мировой войны.
В страшную бойню оказалась втянутой и Российская империя, и вновь ее сыны, как и прежде, шли в атаку.

Уже позади было Великое отступление русской армии из Галиции и Польши, после которого изменилось отношение к войне как солдат, так и всего общества. Наступающий 1916 год должен был стать годом перелома в ходе Первой мировой войны: союзники рассчитывали на то, что все-таки смогут нанести поражение Центральными державам, в первую очередь – Германии.
При этом точно такие же планы – нанести поражение противнику вынашивали и Центральные державы: каждое государство считало, что кровопролитная война, которая началась два года назад, была «не напрасной» затеей.
Каждое государство планировало скорейшее завершение войны.
Именно поэтому в марте 1916 года в Шантийи прошла конференция держав Антанты, на которой и было принято решение об общем наступлении всех союзных армий летом текущего года. Согласно принятым решениям, русская армия должна была начать наступление силами сразу трех фронтов. В том числе и Юго-Западным, которым командовал генерал Алексей Алексеевич Брусилов.

При этом, Юго-Западному фронту Ставка отвела весьма скромную задачу – Брусилову было поручено подготовиться к удару в направлении Ровно – Ковель и сковать австро-венгерские войска, не допустив их переброски для помощи германским войскам.
Но на войне планы – это одно, а реалии – это совершенно другое.

Неудачно проведенная Нарочская операция, в которой русская армия потеряла почти 80.000 убитыми и ранеными, привела к тому, что командующие двумя фронтами, Северным и Западным, высказались за пассивное ведение боевых действий.  И только Брусилов, который только-только получил назначение, верил и в русского солдата, и в победу, и поэтому решительно требовал поставить перед фронтом задачи не оборонительного, а наступательного характера.

В апреле Ставка издаст директиву, которая предусматривала, что Юго-Западный фронт нанесет вспомогательный удар, который посодействует действиям Западного фронта.
Перед Брусиловым стояла невероятно трудная задача: не имея достаточного численного перевеса в живой силе, он должен был прорывать мощнейшую оборону глубиной несколько километров.

Весь фронт начал подготовку к наступлению. Командующие смогли разработать детальный план операции, который предусмотрел даже мелочи. Была проведена разведка, в том числе и с применением авиации,  инженерные службы подготовили несколько линий траншей, которые были приближены к позициям австрийцев на расстояние выстрела, войска и артиллерию скрытно подтягивали к предполагаемым местам прорыва, а солдаты каждую свободную минуту учились преодолевать заграждения.

Прорыв начался ранним утром 22 мая (4 июня) 1916 года.

В то утро «австрийские войска, зарывшиеся перед русским Юго-Западным фронтом, не увидели восхода солнца: вместо солнечных лучей с востока – ослепительная и ослепляющая смерть. Тысячи снарядов превратили обжитые, сильно укрепленные позиции в ад…»

А дальше в атаку пошла пехота: одна волна, состоящая из трех-четырех цепей, следовала за другой через 200 шагов. Первая волна перекатывалась через первую линию и атаковала вторую, а через них уже шли последующие волны – пережившие кошмар артподготовки австрийцы столкнулись с новым кошмаром – атакующей русской пехотой.
В то утро в атаку пошли 594 тысячи солдат – 4 армии Юго-Западного фронта.

Перешедшие в наступление русские войска сходу разрывали оборону противника: не помогали ни проволочные заграждения, ни рвы, ни волчьи ямы.
На третий день наступления каждый седьмой австрийский солдат был в плену у русской армии.

7 июня был взят Луцк, к 15 июня была полностью разбита 4-я армия эрцгерцога Иосифа Фердинанда, а 18 июня 9-я армия генерала Лечицкого взяли «второй Верден» — город Черновцы, который австрийцы считали неприступным…

Юго-западному фронту, которым командовал Брусилов предстояло множество тяжелых боев, которые закончатся только 20 сентября…