Коллеги по сцене часто говорили про него, что он «безудержный». Во всем. И на съемках, где он отдавал всего себя, и в жизни, от которой старался успеть взять все. И если что-то делал – то только так, чтобы быть первым. Играть – тогда только так, чтобы даже самые искушенные зрители верили; если спорт – то только так, чтобы стать мастером. Любить – так, чтобы обратить внимание всесильного КГБ.
При этом на сцену, в отличие от многих других коллег по цеху, Абдулов и не стремился: профессионально занимался фехтованием, увлекался музыкой. В Щепкинское училище документы подал только из-за того, что настоял отец, Гавриил Данилович – режиссер Тобольского драматического театра. При этом первая попытка оказалась неудачной, и только через год он смог поступить в ГИТИС, где попал на курс И. Раневского. Учеба в ГИТИС, по воспоминаниям Абдулова, оказалось трудным временем: ночные подработки, постоянные съемки в массовках, несчастная любовь и как следствие – попытка свести счеты с жизнью.
Потом был Ленком, куда молодого актера, увидев его блистательную игру в дипломном спектакле, позвал Марк Захаров. Первая же роль принесла Абдулову премию «Театральная весна». В 1978 году Захаров снимает две серии «Обыкновенного чуда» . После премьеры фильма Абдулов, сыгравший главную роль, проснулся всесоюзной знаменитостью. А потом будут роли в десятках фильмов, которые будут такими же, как и сам Абдулов: яркими, узнаваемыми, а каждый его герой вмиг становился символом поколения.
Он всегда был собой. Никогда не жил стереотипами. Мог легко и непринужденно шутить. Работал на износ. Как-то раз друзья его назвали «человек-цунами»: точнее подобрать слова и нельзя.
Он не мог терпеть компромиссов и искренне, не наигранно, презирал ложь, говоря, что это затягивает: ведь для оправдания одной лжи приходится придумывать новую. Поэтому он старался избегать шумных и больших компаний, которые мешали ему быть собой.
Он безумно любил не только людей, но и страну. Верил, причем, совершенно искренне, что Россия «вернется в класс «А». Он не любил политику, считая, что власть разъедает каждого, что там, во власти, нельзя сохранить чистоту души. Но при этом он искренне верил, что обладает властью не меньшей – над залом. И в этом он был прав. Он не платил денег зрителям за то, что они плакали или смеялись – ведь делали они все совершенно искренне. Точно так же, как делал и сам Абдулов.
Думая о других, он часто забывал о себе: сниматься в сложных сценах – так без дублера, предупреждения врачей – то для других, но не для него. Его не смог сломать даже страшный диагноз. Он оказался сильнее вердиктов врачей и продолжать жить так, как привык – на полную катушку. Быть может, верил в то, что болезнь уйдет, отступит, а впереди – долгие годы.
Но болезнь оказалась сильнее. Александра Абдулова не стало 3 января 2008 года. Судьба отмерила «пылающему человеку» всего 54 года…