Как это было. 12 мая 1944 года советские войска полностью освободили Крым

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

ac46e33288463f72ba867f970a7
1944-й

17-я немецкая армия, удерживающая Крымский полуостров, несмотря на то, что с ноября 1943 года находилась уже в «мешке»,  продолжала оставаться довольно мощной и, самое главное, боеспособной группировкой войск: в общей сложности под командованием генерала Эрвина Йенеке, чудом спасшегося из Сталинграда, находилось 12 дивизий. Командование вермахта всерьез верило, что именно крымская группировка могла повлиять на успешный исход запланированного общего наступления на территории Украинской ССР.

Но уже к концу января 1944 года командующий 17-й армией вынужден был признать, что о переходе в наступление речи уже не идет.  Хуже всего для немецкого командования было то, что удерживать Крым группировка может только при соблюдении ряда условий, — например, перебросив резервы и нанеся контрудары в районе Керчи.
При этом Йенеке прекрасно понимал, что в Крыму немецкая армия не может больше «терять ни метра территории».

Удержание Крыма было важнейшей задачей высшего германского командования – только владея полуостровом можно было быть уверенным, в том, что прикрыт Балканский фланг и важнейшие морские коммуникации, идущие к западному побережью Черного моря. Кроме этого в Берлине всерьез опасались, что потеря Крыма приведет к тому, что Румыния и Болгария выйдут из состава «оси».

Командование 17-й армии к началу апреля 1944 года делало все возможное, чтобы выполнить приказ Гитлера и удержать полуостров.

Однако совсем скоро ситуация изменится. Войска 1-го, 2-го и 3-го Украинских фронтов, перейдя в наступление, отвлекли значительные силы противника, а выход на границу с Румынией и освобождение Одессы сделало невозможным переброску крупных сил для операции по удержанию Крыма.

Удар

Подготовка к операции на Крымском полуострове началась еще в феврале 1944 года.
Изначально предполагалось, что войска перейдут в наступление в Крыму во второй половине февраля. Однако сроки операции впоследствии переносились несколько раз, и только 16 марта командование фронта получило указание Ставки ВГК о начале операции после освобождения Николаева и по мере продвижения Красной Армии к Одессе. Однако и это решение оказалось не окончательным: последние коррективы внесла погода.

Согласно замыслу операции войска 4-го Украинского фронта должны были нанести одновременный удар в направлении Симферополя и Севастополя, а потом расчленить и полностью уничтожить вражескую группировку.

Задача по разгрому крымской группировки противника была возложена на войска 4-го Украинского фронта под командованием генерала армии Федора Ивановича Толбухина. Под его командованием находилась ударная группировка, насчитывающая почти 470 тысяч человек. Кроме этого наступающие войска поддерживали и крымские партизанские отряды общей численностью около 4 тысяч человек.

Ранним утром 8 апреля 1944 года по немецким позициям нанесли удар советская артиллерия и авиация. «Кошмар», как потом это называли уцелевшие гитлеровцы, продолжался два с половиной часа. А в 10.30 утра в наступление перешли войска 2-й гвардейской и 51-й армий 4-го Украинского фронта – началась Крымская наступательная операция советских войск.

К исходу 10 апреля оборона противника была прорвана на Перекопском перешейке и в районе Сиваша. Вскоре в дневниках немецких офицеров начали появляться первые записи об отступлении.

При этом отступление, которое велось в направлении Севастополя, вовсе не означало сдачу Крыма. Тем более Гитлер в приказе от 12 апреля категорически запретил эвакуацию боеспособных подразделений и отдал приказ оборонять Севастополь до последнего патрона.
А вот командование 17-й армии сразу после начала наступления советских войск осознавало, что удержаться в Крыму возможности нет. Единственное, что оставалось делать отступающим немецким и румынским войскам – это разрушать. Тем более, что в войска уже был разослан детальный план разрушений при эвакуации из Крыма.

А пока руководство вермахта лихорадочно выдумывало приказы об уничтожении того, что не было уничтожено, советские войска уже планировали освобождение Симферополя…

Освобождение

Те части противника, которые успели дойти до Севастополя, — а именно там прошло последнее крупное сражение Крымской наступательной операции, — представляли собой жалкое зрелище. Если о немецких дивизиях можно было сказать, что они были хоть и изрядно потрепаны, но могли оказывать сопротивление, то о румынских войсках, как о боеспособных соединениях, речи уже не шло.

15 апреля Ф.И. Толбухин  ставит перед войсками задачу овладеть Севастополем.
Запертый в городе генерал Йенеке, понимая, что его армия обречена, забрасывал Гитлера телеграммами с просьбой об эвакуации войск.

А в то время, когда из Севастополя вывозили раненых немцев и уже бесполезные румынские соединения, советское командование подтягивало к городу новые силы…

Развязка наступила 5 мая 1944 года – советские войска начали генеральное наступление.
Бои шли до 9 мая: в последний день боев за город советские войска вели наступление уже со всех сторон.

А уже 10 мая в час ночи Москва салютовала  освободителям Севастополя.

Теперь перед советскими войсками стояла последняя задача – уничтожение остатков 17-й армии, закрепившихся на мысе Херсонес.
Свои коррективы вновь внесла погода: большинство, из почти 200 румынских и немецких катеров, способных принять на борт почти 90.000 человек, не смогли подойти к Херсонесу из-за начавшегося шторма. Теперь у оставшихся немецких и румынских солдат было только два выхода: погибнуть или сдаться в плен.

Утром 12 мая 1944 года танкисты 6-й отдельной гвардейской танковой бригады подняли над Херсонесским маяком красное знамя: Крым был полностью освобожден от оккупантов…

    Оставить комментарий