1941 год. Германская армия, пройдя по всей Европе, подошла к границам Советского Союза. Уже был утвержден план «Барбаросса», который в том числе предполагал захват Москвы в течение первых месяцев войны. Руководство Германии считало, что падение Москвы будет означать победу в войне.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В тот же день В. Молотов зачитал обращение к советскому народу, в котором от лица Правительства Советского Союза выразил уверенность, в том, что «доблестные армия и флот и смелые соколы Советской авиации с честью выполнят долг перед Родиной, перед советским народом, и нанесут сокрушительный удар агрессору».
Вся страна была уверена в том, что война скоро закончится победой Красной Армии, а агрессор понесет заслуженное наказание. Однако ситуация складывалась не лучшим образом: обстановка на фронте была крайне тяжелой, а порой и просто катастрофической. Однако Красная Армия делала все возможное, чтобы задержать продвижение гитлеровской армии вглубь страны и, в первую очередь, к Москве.
Ожесточенные сражения за Смоленск, Ленинград, Киев смогли оттянуть значительную часть сил вермахта, предназначавшихся для наступления на Москву и задержали гитлеровское продвижение почти на два месяца.
За несколько дней до завершения сражения под Киевом командование группой армий «Центр» издает директиву о подготовке операции, в ходе которой должна быть захвачена столица СССР Москва. Эта операция получит кодовое название «Тайфун».
План операции предусматривал расчленение обороны советских войск с их последующим окружением и уничтожением. После того, как советские войска будут разбиты в районе Вязьмы и Брянска, крупные группировки вермахта должны были захватить Москву, обойдя ее с севера и юга. Для наступления на Москву были собраны огромные силы. К началу операции группа армий «Центр» насчитывала более 1,8 миллиона человек. Под командованием фельдмаршала Бока находилось 77 дивизий, в том числе 14 танковых. Германское командование считало, что этих сил достаточно для того, чтобы завершить операцию «Тайфун» не позднее середины ноября.
30 сентября 1941 года гитлеровцы перешли в наступление на брянском и вяземском направлении. Началась Московская стратегическая оборонительная операция, которая стала первым этапом битвы за Москву. Уже в первый день противник, прорвав оборону советских войск, продвинулся на глубину до 50 километров в направлении Орла, Вязьмы, Юхнова. В течение первой недели гитлеровцы смогли захватить города Брянск и Орел.
Похожая ситуация сложилась и на калининском направлении: гитлеровцы, начав наступление 10 октября, через неделю смогли овладеть городом Калинин.
Такое развитие событий создало угрозу Москве. Вскоре начались бои на Можайской линии обороны и на волоколамском направлении, которые позволили задержать продвижение противника почти на 12 дней. Однако стабилизировать оборону на дальних подступах к Москве не удалось, и к концу октября бои шли всего в 80 километрах от Москвы.
15 октября ГКО СССР принимает решение об эвакуации города. Уже на следующий день из Москвы в глубокий тыл начнут эвакуировать некоторые управления Генштаба, наркоматы, посольства. Еще через пять дней Москва и прилегающие к ней районы окажутся на осадном положении.
Октябрь 1941 года стал самым тяжелым и трагическим месяцем битвы за Москву. Красная Армия сражалась в крайне тяжелых условиях — в окружении находились две из трех советских дивизий. При этом окруженные войска, продолжая сражаться с противником, сумели сковать под Москвой более 48 гитлеровских дивизий.
После недолгой передышки, которую руководство вермахта было вынуждено взять для перегруппировки сил, начался последний бросок гитлеровцев на Москву. В период 15-18 ноября противник нанес несколько ударов в направлении Клин-Рогачево и Тула-Кашира, а уже к концу ноября противник занял Красную Поляну – до Кремля оставалось менее 40 километров.
Этот бросок исчерпал силы гитлеровцев – именно после захвата Красной Поляны немецкие войска перешли к обороне.
А руководство Советского Союза к этому времени уже обладало информацией, о том, что Япония нападет на СССР только в случае падения Москвы. Эти данные позволили перебросить 10 сибирских и дальневосточных дивизий под Москву. Инициатива стала переходить к Красной Армии.
4 декабря командующий группой армий «Центр» генерал-фельдмаршал фон Бок заявит своим подчиненным что «…боевые возможности противника не столь велики, чтобы начать контрнаступление».
Однако на следующий день, 5 декабря 1941 года начнется второй этап битвы за Москву, в ходе которого ударные группировки противника будут разгромлены и отброшены от Москвы.
Первыми в контрнаступление перейдут войска левого крыла Калининского фронта. На следующий день в наступление перейдут войска Западного фронта и вновь созданный Брянский фронт. Контрнаступление было настолько стремительным, что уже 8 декабря Гитлер подпишет директиву, согласной которой вермахт перейдет в оборону.
В это же время Ставка ВГК отдает приказ о расширении фронта наступления и безостановочном преследовании отступающих частей противника.
К концу года Красная Армия выйдет на рубежи рек Лама, Руза, Ока. Будут освобождены Калинин, Ефремов, Калуга, Малоярославец, Наро-Фоминск — к началу января 1942 года были освобождены свыше 11 тысяч населенных пунктов. Вскоре Ставка ВГК примет решение о переходе советских войск в наступление сразу в трех направлениях.
Перед войсками, наступающими на западном направлении, стояла задача окружения и разгрома главных сил группы армий «Центр» — той самой группы, которая должна была захватить Москву…
20 апреля 1942 года стратегической победой Советского Союза закончилась битва за Москву.
Исход этого сражения имел огромное значение. В первую очередь был развенчан миф о непобедимости гитлеровской армии – нацистская Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне.