Есть люди, которые до последнего остаются верны присяге, знают, что такое честь и преданность. Те, кто до последнего стоят на страже интересов Родины. Одним из ярких примеров стали бойцы рижского ОМОНа, которые пытались защитить советскую власть в то время, когда все остальные уже опустили руки.
Элита советской милиции, лучшие бойцы, отличающиеся силой духа, физическими и моральными качествами – это ОМОН. Первые мобильные отряды особого назначения были созданы в 1988 году, когда перестройка во всю силу уже проходила по стране, ломая привычные традиции, уступая дорогу новому дыханию времени, свободе слова. Сюда могли попасть лишь люди, прошедшие через военные действия или отличившиеся во время армейской службы. ОМОНовцы были героями своего времени. Но рижским бойцам была уготована иная судьба, о которой они еще не знали.
Перемен требуют ваши сердца
В 1988 году политическая ситуация в Советском Союзе была крайне неспокойной. В высших кулуарах власти начиналась борьба за место под Солнцем, шла неофициальная подготовка к смене курса, по которому должна была двигаться страна в ближайшее время. Но оставались и те, кто мечтал сохранить СССР любой ценой. Позже это выльется в откровенное противостояние. А пока что среди населения, в государственных органах, милиции и ОМОНе действовали представители зарождающейся оппозиции, которые искушали беседами о независимости Латвии, о необходимости выхода из состава Советского Союза.
Первый публичный конфликт состоялся в мае 1990 года. Причиной стала Декларация независимости, которая была принята 4 мая Верховным Советом ЛатССР. В документе было отмечено, что страна вошла в состав Советского Союза с нарушением закона, прав и интересов жителей Латвии, поэтому страна выходит из СССР и остается независимой республикой. Часть латвийской армии решает, что это решение – государственная измена и предпринимает попытку захвата Верховного Совета. Но на страже здания стоял ОМОН. Тогда бойцы еще не до конца понимали истинное положение дел и беспрекословно выполняли приказы МВД. Независимая республика была под надежной защитой элитных отрядов милиции.
Верные друзья стали врагами
В то время простые люди, составляющие население Латвии, принимали активное участие в общественной жизни своей страны. Они отслеживали все новости и верили всему, что говорят представители нового времени, утверждающие, что хорошая жизнь в Латвии сохранится только в случае ухода от старой власти в сторону демократии и независимости.
В Латвии начались перестановки в государственных и силовых ведомствах. Смена руководства МВД изменило и положение ОМОНа. Предыдущий министр внутренних дел Бруно Штейнбрик был своим, так как непосредственно создал отряды особого назначения. На его место пришел Алоиз Вазнис, открыто поддерживающий идеи национализма. Именно с его подачи защитники власти стали врагами народа. Ведь ОМОН – это символ репрессии ненавистной красной власти. Такие перемены вызвали откровенное недовольство бойцов отрядов, которые всегда стояли на страже интересов государства и Родины. Незамедлительно руководитель отряда Эдгар Лымарь выпустил прокламацию, в которой сообщил о верности Латвийской ССР. Таким образом, началось откровенное противостояние новой власти и ОМОНа.
Свои или чужие?
Между тем в Москве не предприняли каких-либо мер по разрешению конфликтной ситуации, которая уже начинала набирать силу гражданской войны в миниатюре. ОМОН был сохранен приказом министра внутренних дел СССР Вадима Бакатина и переведен в подчинении Союзу. Теперь элитные отряды подчинялись руководству Союза и не могли не бороться с независимой Латвией. Но в Москве на это не обращали особого внимания, страна разваливалась на части и не было времени решать подобные вопросы.
Первый бунт бойцов отрядов особого назначения произошел в январе 1991 года, когда Латвия официально заявила о независимости. ОМОНовцы решили показать свою силу и в составе 150 человек легко захватили здания телеграфа, дома печати, МВД и оружейного склада. Таким образом, Латвия оказалась в эпицентре борьбы за власть. С одной стороны ее получили в свое владение националисты, ведущие к независимости. С другой стороны – представители коммунистической партии и их сторонники, в том числе и бойцы ОМОНа, не спешили признать свое поражение, доказывая, что они еще повоюют.
И на практике это демонстрировалось очень хорошо. Потому что новая власть не могла в кратчайшие сроки создать военную силу, которая могла бы дать достойный отпор бойцам ОМОНа. Несмотря на превосходящую численность, официальные войска сильно уступали в эффективности ведения боевых действий и не могли бороться с бывшей элитой милиции, численность которой не превышала 150 человек.
В результате именно рижские ОМОНовцы стали последней надеждой советского Союза, которой, правда, никто не воспользовался. Боевые акции по защите Конституции СССР и целостности страны проходили в Латвии в 1991 году в течение шести месяцев. Бойцы отрядов особого назначения совершали нападение на милиционеров, стоявших на страже новой власти, пытались добиться отставки правительства и даже громили пограничные заставы. К сожалению, не всегда обходилось без жертв. В основном, это были пограничники, которые не могли нарушить приказ и не вступать в сражение с ОМОНом, считающимся вражеской силой противников независимой Латвии.
Надежды не оправдались
Несмотря на все старания, ситуация в Латвии не менялась. Слишком интересной и выгодной казалась идея независимости страны. Народ заразился воздухом свободы и открыто поддерживал новое правительство. Все попытки ОМОНа защитить Союз были эффективны, но слишком малы в масштабах государства. А помощи ждать было не откуда. Хотя бойцы отрядов особого назначения до последнего надеялись на помощь из Москвы. Вот только руководство решало другие серьезные вопросы.
После провала Августовского путча бойцы ОМОНа поняли, что борьба должна быть закончена. Советский Союз был разрушен, восстановить его не представлялось возможным. Чтобы спасти жизни своих родных, руководство ОМОНа было вынуждено пойти на переговоры с правительством, желая покинуть страну без новых стычек. 1 сентября 1991 года оставшиеся в живых 124 бойца ОМОНа со своими семьями и оружием покинули Латвию и оказались в России. Но спокойной жизни не получилось. Новая власть не могла простить ОМОНовцам то, что они не предали присягу, не перешли на другую сторону, как это сделала милиция и пограничники. Российские власти также не до конца оценили верность бойцов. В октябре один из офицеров отряда особого назначения был выдан латвийским властям и депортирован на Родину, где его ждало тюремное заключение. В последующие года многим другим бойцам рижского ОМОНа пришлось участвовать в судебных заседаниях, отвечая за свои действия, защищаясь от обвинений в убийстве латвийских националистов и ведении боевых действий в независимой республике.
Таким образом, рижский ОМОН стал символом настоящего мужества, верности своей стране и государству, которое его предало, не оценив заслуги. Попытка сохранить целостность территории Советского Союза не была контрреволюцией. Это была реализация последнего шанса несмотря ни на что остаться честными людьми до конца.
Источник: http://rusvst.ru/index.php?newsid=686