Искоренение коррупции в государстве – цель приоритетная. Эта тема у всех на слуху. Такая проблема существовала и в СССР. Типичным примером служит суд над руководителями сети магазинов «Океан». Это следствие получило в прессе название «рыбное дело». И нарушители закона понесли строгое наказание.
Европейская торговая сеть
В 70-х годах А. А. Ишков, министр рыбного хозяйства Советского Союза посетил с визитом Испанию. Там его поразили суперсовременные магазины по реализации рыбной продукции. Магазины были оборудованы высокими витринами, полками, на которых аккуратно разложен рыбный товар. Так же были установлены холодильники и аквариумы, из которых клиент самостоятельно выбирал понравившуюся ему рыбу. После этого визита Ишков решил и в СССР развернуть сеть аналогичных магазинов. Тем более в это время в стране быстрыми темпами увеличивалась рыбодобыча. Рыбная отрасль в те дни ускоренно развивалась, в этом секторе рынка Советский Союз отвоевывал первые позиции в мире. Благоприятствовало воплощению этого проекта в жизнь стремление Брежнева не отставать от Европы.
В кратчайшее время у европейских производителей было приобретено требуемое торговое оборудование, и вскоре в столице начали работу пять магазинов «Океан». Жители и гости Москвы массово посещали эти необычные для простого гражданина торговые точки.
Между тем, в СССР был инициирован «рыбный день» — четверг. В этот день всего за 30 копеек в любом заведении общественного питания можно было пообедать дарами моря. Рыба, которая вылавливалась в избытке, успешно покрывала нехватку мясной продукции в стране.
Предприимчивые люди
В конце 1976 года с подачи Ишкова министерство рыбного хозяйства получило право на реализацию рыбодобычи в стране. До этого этим занималось министерство торговли. Таким образом, рыбная отрасль получила большие преференции. Как уже было отмечено, в стране наблюдался излишек рыбной продукции. А излишек – это возможность получения неучтенного дохода на разделывании и расфасовывании рыбной продукции и ее реализации.
Магазины «Океан» имели право на списание разрешенного излишка, который составлял 0.1% рыбодобычи. Естественно, он списывался и за тем благополучно реализовывался, принося при этом хороший доход.
После получения отраслью права на реализацию, в рыбном хозяйстве появились новые предприимчивые люди. Они стали инициаторами воплощения в жизнь различных теневых схем, позволяющих получать «левые» деньги незаметно для контролирующих органов. Щупальца коррупции опутали рыбную отрасль с низа до верха.
Преступные схемы
Схемы незаконного обогащения были очень разнообразны. Кроме классических методов, махинации с рыбной продукцией производились даже на спецбазе № 208, которая обслуживала партийную элиту. Там цены на всю продукцию были очень низки. За 1 рубль можно было получить обед, состоящий из 6-7 блюд, которые включали красную и черную икру, осетрину. За отдельную плату эти деликатесы отправлялись в торговую сеть по липовым документам и реализовывались по спекулятивным ценам. Появился двойной учет. Продавец передавал часть прибыли управляющему секцией, он – завотделом. И далее – по цепочке вверх, вплоть до замминистра.
Черная икра вместо кильки
Система продолжала бы работать, но однажды контролирующие органы узнали о казусном случае, произошедшем с одним из ветеранов войны. Пожилой человек купил в магазине «Океан» банку рыбных консервов — кильки в томате. Придя домой, он обнаружил, что в банке находится черная икра. Ветеран был старой закалки, на другой день он пришел в магазин и возвратил деликатес. Вскоре эта история стала достоянием гласности. Жители столицы в больших количествах стали приобретать кильку. В результате этим инцидентом занялись соответствующие органы.
Наряду с этим КГБ заинтересовался регулярными поездками за рубеж генерального директора фирмы «Океан» Фельдмана и руководителя магазина «Океан» Фишмана. Фельдман и Фишман вывозили за рубеж незаконную выручку, и там меняли ее на валюту, собираясь бежать из страны.
Порядочные люди
Следствие занялось этим делом вплотную. На допросе Фишман и Фельдман во всем сознались, стали оказывать помощь следствию. В преступных схемах были замешаны очень высокие чины, поэтому в расследование пришлось вмешаться лично председателю КГБ Андропову. Опытный чекист, догадываясь, что в деле могут быть замешаны даже правоохранители, принял решение привлечь к расследованию грамотных, принципиальных, порядочных специалистов. Когда постепенно стали раскрываться масштабы преступления, количество следователей, задействованных в раскрытии махинаций, было увеличено до 120-ти.
Самым большим чином, который был привлечен к ответственности, оказался заместитель министра рыбной промышленности В. Рытов. Несмотря на содействие в расследовании, Рытов был приговорен к расстрелу. При обыске его дома были найдены 300 тысяч рублей.
Результаты расследования о массовых хищениях в рыбной отрасли стали базисом для ещё одного масштабного криминального дела — Сочинско-Краснодарского процесса.