Тихой сапой: как союзники перестали ими быть

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

iosif-stalin
8 марта 1945 года. До краха нацистской Германии еще долгих два месяца. Красная Армия ведет ожесточенные бои в Померании, Восточной Пруссии, удерживает плацдармы на Одере.

И в то время, когда продолжала проливаться кровь советских солдат, освобождавших Европу от нацизма, в тихой и абсолютно нейтральной Швейцарии произошла тайная встреча тех, кто встречаться по большому счету и не был должен. В рамках операции «Санрайз» (англ. sunrise восход) в Цюрихе произошла встреча между Аленом Даллесом и Карлом Вольфом. Первый в то время возглавлял американский разведывательный центр в Берне, а второй был одним из высших чинов СС. Соответственно, первый представлял страну-союзницу СССР, а второй – врага.

Самое неприятное было в том, что сепаратные переговоры,  в нарушение договоров между партнерами по антигитлеровской коалиции, велись втайне. На этой встрече Вольф заявил о том, что англо-американское командование может оказать огромную услугу Германии, если прекратит наступление на итальянском фронте. Предполагалось, что немецкие войска, противостоявшие союзникам в том регионе, будут немедленно брошены в бой против советских войск. Предшествующие переговоры уже привели к тому, что гитлеровское военное руководство, воспользовавшись затишьем, успело перебросить в район озера Балатон огромные силы, в том числе 6-ю танковую армию СС, вынудив советские войска вместо наступления перейти к обороне.

Американцы прекрасно понимали, что советская разведка наверняка узнает о переговорах, поэтому уведомили руководство Советского Союза об их начале. Правда, сделали они это через несколько дней. На вопрос В. Молотова, занимавшего тогда пост наркома иностранных дел, о допуске к переговорам советских представителей ответили, естественно отказом.

В результате, советское правительство усмотрело в переговорах «не какое-либо недоразумение, а нечто худшее». 3 апреля Сталин, в ответ на послание Рузвельта, категорически отрицавшего факт переговоров, отправил жесткое послание, в котором предельно четко написал о своем отношение к этому событию. После были еще несколько телеграмм, в которых американский президент оправдывался, а Сталин отстаивал свою точку зрения.
Последним сообщением, которое успел подписать Рузвельт, стал ответ Сталину. В послании президент поблагодарил за «искреннее пояснение советской точки зрения в отношении бернского инцидента…»

Сталин успел. Именно после этого обмена «любезностями» союзные войска продолжили наступление на итальянском фронте, а Даллесу было сказано, что об односторонней капитуляции речи быть не может, даже если немцы будут настаивать. Но после этого отношения между СССР и союзниками уже никогда не будут прежними.

Ялтинская конференция наметила раскол между союзниками. События весны 1945 года отношения раскололи…

    Оставить комментарий