«…Европа не знала ничего подобного со времен гибели Римской империи»

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

(фото с сайта waralbum.ru)

В начале 1945 года Красная Армия, прошедшая с боями половину Европы, вплотную подошла к Германии. К тому времени Третий рейх был уже даже и не на краю пропасти – положение Германии было уже безнадежным: Плоешти, из которой в Германию шла нефть, почти полгода назад была освобождена советскими войсками; удачно проведенная Петсамо-Киркенесская операция лишила Берлин надежды на своевременное пополнение запасов стратегически важного никеля, а людские резервы были фактически исчерпаны. Не оправдались даже робкие надежды нацистского руководства на удачные сепаратные переговоры с западными союзниками.
Поэтому вопросов «войдут ли советские войска в Берлин» в январе последнего года войны уже никто в Германии не задавал. Важнее был вопрос «когда советские войска возьмут Берлин?».

Восточный фронт для Третьего рейха в период с 1944 по 1945 год был местом постоянных катастроф: Крымская, Одесская, Львовско-Сандомирская, Петсамо-Киркинесские наступательные операции лишили Германию всяческих надежд на стабилизацию фронта, а удачно проведенная советскими войсками операция «Багратион» и вовсе стала одним из крупнейших поражений вермахта во Второй Мировой войне.

Советский Союз, наоборот, постепенно набирал мощь и был готов нанести последний, решающий удар, который поставил бы точку в Великой Отечественной войне.

В Ставке Верховного Главнокомандования понимали, что выход Красной Армии к Одеру задача не из простых: советским войскам противостояли 185 дивизий вермахта, из которых 33 были моторизованными и танковыми, и 21 бригада. С воздуха поддержку немецкой группе армий «А» оказывал 6-й воздушный флот люфтваффе.
Эти силы должны были остановить наступление войск двух советских фронтов, — 1-го Белорусского и Украинского, которое предполагалось начать прежде всего  с занятых оперативных плацдармов на западном берегу Вислы: магнушевского, пулавского и сандомирского.

Сломить сопротивление гитлеровских войск между Вислой и Одером было действительно трудно. Противник успел подготовить семь мощнейших оборонительных рубежей глубиной до 500 километров.
Наиболее сложными был первый, Вислинский оборонительный рубеж, который находился в полосе главного удара советских войск: четыре полосы общей глубиной до 70 километров, сплошные минные поля глубиной в несколько сотен метров, противотанковые рвы, множество опорных пунктов ; и предпоследний, шестой оборонительный рубеж, включавший в себя сразу три укрепленных района вдоль старой германо-польской границы.

Ставка ВГК предполагала, что советские войска, нанеся одновременные удары в направлении Познани и Бреслау, рассекут группу армий «А», завершат освобождение Польши, создав тем самым благоприятные условия для наступления на Берлин. Предполагалось, что в короткие сроки силы 1-го Белорусского фронта, которым командовал Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, продвинутся на 350 километров, а войска 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза И.С. Конева продвинутся на глубину до 300 километров.

Главный удар было решено наносить с магнушевского плацдарма силами десяти армий 1-го Белорусского фронта.
Войска 1-го Украинского фронта образовывали ударную группировку, которая должна была перейти в наступление с сандомирского плацдарма.

В 5 часов утра 12 января 1945 года передовые батальоны 1-го УФ перешли в наступление, которое стало неожиданным для противника.
Через пять часов после наступления началась артиллерийская подготовка. За полчаса до ее окончания специально выделенные взводы провели ложную атаку, в ходе которой немецкие войска, находившиеся в укрытиях вынуждены были занять позиции – именно на эти позиции советские войска обрушили сильнейший артиллерийский огонь. В результате советские войска уже к полудню первого дня Висло-Одерской наступательной операции овладели двумя линиями главной полосы обороны противника.

Для закрепления успеха в сражение были немедленно введены 3-я и 4-я гвардейские танковые армии, которыми командовали Д.Д. Лелюшенко и П.С. Рыбалко.
К исходу первого дня сражения советские войска вклинились в оборону противника на глубину более 30 километров  и к утру 13 января захватили стратегически важный плацдарм на реке Нида.

Немецкое командование приказало войскам нанести контрудар силами 24-го танкового корпуса.  Однако, уже к 14 января группировка противника, которая была должна остановить продвижение советских войск, была полностью окружена.

Только на третий день советского наступления Гитлер принимает решение перебросить корпус «Великая Германия» из Восточной Пруссии в город  Кельце в 170 километрах от Варшавы, о чем его просил Гудериан еще до начала наступления советских войск.
Решение оказалось запоздалым: на момент подписания приказа 47-я армия 1-го Белорусского фронта уже обходила Варшаву на севере.

17 января танковый батальон, которым командовал Герой Советского Союза майор С.В. Хохряков  при поддержке десанта мотострелков, которыми командовал Н.И. Горюшкин, — всего около 500 бойцов, — разгромив десятитысячный гарнизон, оборонявший город Ченстохова, вышел на границу Германии, а войска 1-го Белорусского фронта освободили столицу Польши Варшаву.

Уже к 18 января главные силы группы армий «А», действовавших на территории Польши были разгромлены наступающей Красной армией, оборона противника была прорвана на глубину до 150 километров на 500-километровом участке фронта.

19 января передовые части сразу трех армий 1-го Украинского фронта, преследуя отступающего противника, вошли в немецкую Верхнюю Силезию, а на левом крыле фронта советские войска завершили освобождение Кракова и Лодзи.

22 января советские танковые армии вплотную подошли уже к четвертому, познаньскому, оборонительному рубежу, на котором германское командование рассчитывало остановить продвижение Красной Армии. Забегая вперед, стоит отметить, что с этой задачей, войска, занимавшие познаньский оборонительный рубеж, справились: группировка вермахта, находившаяся в районе Познани, была разгромлена только 23 февраля – через двадцать дней после завершения наступления.

А уже 3 февраля 1945 года войска 1-го Белорусского фронта, выйдя к Одеру, захватили плацдармы в районе Кюстрина, откуда до Берлина оставалось не более 70 километров.

Висло-Одерская наступательная операция стала одной из самых крупных операций Красной Армии в ходе Великой Отечественной войны. Кроме этого, она стала и одной и самых быстрых: всего за 23 дня советские войска, взламывавшие оборону противника, продвинулись на глубину до 500 километров на участке фронта шириной почти в тысячу километров. За это время Красная армия освободила большую часть Польши, включавшую в себя крупнейшие города Варшаву и Краков, взяли в плен около 150 тысяч солдат и офицеров противника, смогли выровнять линию фронта и заняли стратегические важные позиции для того, чтобы нанести последний удар – война, которую развязало нацистское руководство, пришла на территорию Германии…

    Оставить комментарий