Ответный блицкриг: 29 августа 1944 года советские войска завершили операцию «Багратион»

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

123Зимнее наступление советских войск привело к тому, что на территории Белоруссии линия фронта образовала выступ площадью почти 250 тысяч квадратных километров, вершина которого была обращена на восток. Именно на этом стратегически важном участке, получившим название «белорусского балкона» удерживала позиции мощная группировка вермахта.

Выступ имел огромное значение для обеих воюющих сторон: группа армий «Центр», а позднее и части групп армий «Север» и «Северная Украина» обороняли подступы к Восточной Пруссии и Польше, а также контролировали положение в Прибалтике и на территории Западной Украины; для Красной Армии ликвидация выступа открывала путь на Польшу и далее в Германию, и позволяла нанести фланговые удары сразу по двум группам армий противника.

Руководство Третьего рейха было уверено, что Красная Армия летом 1944 года готовит два сильных удара, — севернее Ленинграда и южнее Припяти, в южные районы Польши и на Балканы. О советском наступлении в Белоруссии речи в штабе Гитлера даже не шло.

А в это время советское командование уже представляло, какой именно будет новая наступательная операция: планировалось, что летнее наступление в Белоруссии  станет повторением Курской битвы – без глубокого прорыва в глубину и упорными боями, которые истощат силы противника.  Генеральный штаб начал разработку операции «Багратион» в апреле 1944 года, а в мае Ставка  ВГК утвердила план стратегической наступательной операции, целью которой было окончательное освобождение Белоруссии, и, как следствие, перенос боевых действий на территорию Польши и Восточной Пруссии.
Советские военачальники разработали масштабный и амбициозный план: войскам  предстояло в рамках  всего лишь одной операции разбить целую группу армий противника.

Войска четырех фронтов, — 1-го, 2-го, 3-го Белорусских под командованием К.К. Рокоссовского, Г.Ф. Захарова и И.Д. Черняховского и 1-го Прибалтийского под командованием И.Х. Баграмяна, согласно замыслу операции, должны были нанести  два глубоких  сходящихся удара в направлении Минска, окружить и уничтожить основные силы группы армий «Центр», а затем, нарастив силу удара, выйти на рубеж Каунас – Люблин.

Почти всю весну и в начале лета  Ставка ВГК усиленно пополняла фронты: было переброшено четыре общевойсковых и две танковых  армии, четыре артиллерийские дивизии прорыва и четыре инженерно-саперные бригады.

Абсолютно все приготовления шли в режиме строжайшей секретности. При этом на фронт ежедневно подавались до сотни составов с боеприпасами, горючим, продовольствием.
Маскировка войск контролировалась с воздуха: летчики, ежедневно облетавшие сосредоточения советских войск, при обнаружении частей и соединений сбрасывали вымпел – командиры при обнаружении такого вымпела должны были немедленно принять меры по улучшению маскировки.

В июне группировка советских войск насчитывала более 1,2 миллиона человек, — превосходство над противником было полуторакратным в живой силе, четырехкратным по танкам, двукратным по артиллерии. Всего в операции должны были принять участие 27 армий.

Гитлеровские генералы, не представлявшие о планах и размахе предстоящей операции, предполагали, что для отражения любого наступления советских войск достаточно будет сил группы армий «Центр», насчитывавшей 800 тысяч солдат и офицеров.

22 июня 1944 года советские войска провели артразведку боем, а ранним утром следующего дня началась операция по освобождению Белоруссии.

То, что происходило в первые дни наступления лучше всего описано в письме немецкого офицера «…сегодня утром прорвались иваны(…)у нас приказ оторваться от врага, положение отчаянное (…)я уже никому не верю».
В этих строках не было ни малейшего преувеличения.

На первом этапе операции была прорвана оборона противника на всю глубину, затем прорывы были расширены в стороны флангов, а уже после этого советские войска приступили к планомерному разгрому оперативных резервов гитлеровских войск – любые действия частей и соединений Красной Армии абсолютно точно соответствовали замыслам операции.

Итогом первого этапа наступления стал «блицкриг» на запад: советские войска, продвинувшиеся на глубину до 300 километров, разгромили основные силы группы армий «Центр» в течение первых двух недель боев.

Вскоре был освобожден Минск, войска 1-го Прибалтийского фронта, отрезав группу армий «Север» от остальных сил противника, начали освобождение Прибалтики; войска 1-го Белорусского фронта , освободив Барановичи, Пинск, Брест и форсировав Буг, вошли на территорию Польши; войска 2-го и 3-его Белорусского фронта, преследуя  отступающего противника и освободив Вильнюс и Каунас, вышли к границам Восточной Пруссии.

29 августа 1944 года по приказу Ставки ВГК советские войска перешли к обороне – операция «Багратион» была завершена.

Победа досталась огромной ценой: в ходе наступления потери войск четырех фронтов составили более 760 тысяч человек, при этом безвозвратные потери составили более 170 тысяч человек.

Результатом операции стало создание благоприятных условий для нанесения новых ударов по группировкам противника, действовавшим в Прибалтике, Восточной Пруссии и Польше. Кроме этого наступление советских войск создало условия и для наступления союзных войск, высадившихся в Нормандии.

Нацистской Германии был нанесен непоправимый удар: только безвозвратные потери гитлеровских войск составили более 380 тысяч человек.
В ходе операции в плен попали 112 тысяч солдат и офицеров вермахта – союзники не могли поверить в такие данные, поэтому в самый разгар операции в Москве прошел «Парад побежденных».

А до конца войны оставалось  253 дня.

    Оставить комментарий