28 июля 1942 года в войска поступил Приказ № 227 Народного комиссара обороны СССР «Ни шагу назад»

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

нишназ«Ни шагу назад!»
Строчка из Приказа Народного Комиссара обороны под № 227 известна, пожалуй, каждому, кто интересовался историей Великой Отечественной войны.
Для одних этот приказ – олицетворение сталинского режима. Для других – приказ, без которого не было бы Победы.
При этом, многие из тех, кто говорит об этом приказе, зачастую даже не читали весь текст, ограничившись вырванными из контекста словами и фразами «Ни шагу назад!», «должны истребляться», «железная дисциплина». Эти слова, действительно, были в приказе, подписанном 28 июля 1942 года. Только вот что они значили?

Прежде чем начать очередные рассуждения, стоит вспомнить первую половину 1942 года.
Принято считать, что самым трудным годом Великой Отечественной войны был 1941-й. Однако год 1942-й был не менее тяжелым и страшным для Советского Союза в целом, и для Красной Армии в частности.
Невероятными усилиями отстояли Москву. А дальше? Дальше было неудачное наступление на Харьков, наполовину захваченный Воронеж, все-таки павший после героической обороны Севастополь, оставленный Крым и Ростов-на-Дону. Как раз после захвата последнего нацистская верхушка вновь поверила в возможность блицкрига и планировала одновременное наступление на Сталинград и Кавказ. Для Советского Союза потеря нефтеносных районов и контроля над Волгой стало бы настоящей катастрофой. Кроме того, успешное наступление привело бы к тому, что в войну против СССР вступила бы Турция и Япония.

При этом Сталин уже и не скрывал правды, которую, впрочем, скрыть было невозможно даже при огромном желании.
Слова, которые были в приказе, отличались от слов того же Сталина, которые он произносил на Красной площади во время ноябрьского парада 1941 года. Уже не было фраз «враг не так силен» и «немецко-фашистские захватчики стоят перед катастрофой».
Вместо полуправды – страшная правда, вместо планов на ближайшие полгода «разбить, отбросить и победить»  –   «бои идут в районе Воронежа, на Дону, на юге у ворот Северного Кавказа (..) оккупанты рвутся к Сталинграду, Волге (…) войска Южного фронта оставили Ростов и Новочеркасск». Это была страшная правда, которую было невозможно прикрыть.

Еще страшнее звучали слова о потерях: сотни миллионов пудов хлеба, миллионы тонн металла и невероятно ужасная цифра человеческих потерь – 70 миллионов населения.
И после этих строк —  «каждый новый клочок оставленной нами территории будет усиливать врага..»

Так нужен ли был этот приказ? Или бы обошлись без него?

Солдаты и офицеры Красной Армии прекрасно понимали, что враг силен. Что поражение под Москвой не деморализовало его. Что он умеет перегруппировываться. Что немецкие генералы могут принимать неожиданные решения даже в критических ситуациях.
Даже союзники вновь начали задумываться о нанесении авиаударов…по кавказским нефтяным промыслам, чтобы они не достались Гитлеру.

И если гитлеровцы шли вперед почти всю первую половину 1942 года, то нашим войскам приходилось либо обороняться, либо отступать.
При этом Сталин, скорее всего, давал себе отчет, когда говорил о том, выдержав удар в течение нескольких месяцев – значит обеспечить победу.

Для лирики времени уже не было. Приходилось действовать жестко. Именно поэтому и появился тот самый приказ № 227 от 28.07.1942 года «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций»

При этом слова эти были не пустым звуком: Красная Армия, действительно,  отступала. Причем отступление, особенно после огромных потерь было паническим.

В Приказе шла речь и о заградотрядах и штрафных батальонах — не без этого. Но при этом это было не самой новой идеей –  такие подразделения с зимы уже использовал и противник.

При этом никто не утверждает, что заградотрядов не было. Вот только их первоочередными целями не были массовые расстрелы тех, кто «отказался искупить кровью свои преступления перед Родиной».

У каждого человека своя правда. Одни до сих пор считают этот приказ бесчеловечным, другие же – необходимым и даже немного запоздалым. Многие ветераны считают этот приказ суровым, но необходимым. А историки и обыватели спорят до сих пор.

Но так или иначе, 227-й приказ НКО Союза ССР стал чем-то вроде ледяного душа, который отрезвил многих в той страшной войне.
227(Полный текст Приказа доступен по ссылке https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D0%9D%D0%9A%D0%9E_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0_%D0%BE%D1%82_28.07.1942_%E2%84%96_227)

    Оставить комментарий