В истории нашего государства было немало войн. И в каждой из них обязательно было место воинской доблести и мужеству солдат, защищавших свою Родину, и было место гению военачальников. Не стала исключением и Великая Отечественная война, одним из эпизодов которой стала Сталинградская эпопея – битва, которая вошла в историю не только нашей страны.
Она была действительно великой. Великой во всем. И по площади – бои шли на территории почти 100 тысяч квадратных километров, при этом протяженность фронта составляла на некоторых участках без малого 900 километров; и по количеству участников – с обеих сторон число сражающихся доходило до 2,2 миллионов человек; а по целям и напряженности эта битва превзошла все сражения, произошедшие до нее.
Советско-германский фронт стабилизировался зимой 1941-1942 годов. Новое наступление на Москву, которое предлагали Гитлеру, было им отвергнуто по причине предсказуемости этого шага. А вот от наступления на юг нацистская верхушка не отказывалась: Германия нуждалась в кавказской нефти, плодородных землях Поволжья и Кубани, да и о планах взятия под контроль главной артерии, связывающей европейскую часть СССР с Закавказьем и Средней Азией, в Берлине никто не забывал ни на минуту, абсолютно справедливо считая, что победа на юге может нанести непоправимый удар по промышленности Советского Союза.
Казалось, что более благоприятного времени для наступления на Сталинград и далее, на юг, нет – в короткий срок Красная Армия потерпела поражение во «второй битве за Харьков» и оставила Ростов-на-Дону.
Вскоре после подписания главнокомандованием вермахта директивы №45 группа армий «Юг» была разделена на две части. Перед группой армий «А» была поставлена задача захвата Кавказа, а группа армий «Б» должна была разбить советские войска в районе Сталинграда, захватить город и, перерезать перешеек между Волгой и Доном, а уже после этого выйти к Астрахани.
Для Германии ситуация складывалась более, чем удачно. Для СССР же ситуация была не из лучших. Требовались действительно срочные и, самое главное, решительные и эффективные меры, которые бы позволили остановить продвижение противника сразу на двух направлениях.
Вскоре Ставка ВГК разворачивает в тылу двух фронтов 62-ю, 63-ю и 64-ю армии, которые вместе с 21-й и 8-й воздушными армиями войдут в состав Сталинградского фронта, перед которым была поставлена задача — создать прочную оборону на левом берегу Дона. Чуть позже в состав фронта войдут 28-я, 38-я и 57-я армии, а воздушная армия будет пополнена десятью авиационными полками.
К середине июля для германского наступления на Сталинград ситуация была довольно благоприятной. Чего не скажешь о ситуации, в которой оказались оборонявшиеся. К началу битвы созданный фронт мог выполнять поставленные задачи силами только 12 дивизий.
Все население было мобилизовано для строительства четырех оборонительных обводов. Все городские заводы были переведены на выпуск военной продукции. Ускоренно формировались подразделения ополченцев, создавались отряды самообороны. Шла эвакуация материальных ценностей и оборудования отдельных предприятий на левый берег.
Гитлеровские войска были готовы нанести главный удар в направлении Сталинграда с запада и юго-запада по самому короткому пути – через большую излучину Дона. Немецкая 6-я армия, которой уже были поставлены задачи, имела почти двойное превосходство в живой силе и технике.
14 июля 1942 года Сталинград был объявлен на военном положении.
А через три дня, 17 июля 1942 года части 62-й армии вступили в бой с передовыми отрядами гитлеровских войск.
Так началась Сталинградская битва.
Впереди были и знаменитый приказ Ставки ВГК № 227 «Ни шагу назад», дом Павлова, танковый рейд на Тацинскую и двести дней и ночей ожесточенных сражений…