В середине 90-х годов века минувшего на территории Европы вспыхнул очередной конфликт: в одну большую «горячую точку» превратилась Югославия. А если быть точнее – Косово, албанское население которого старалось получить независимость. Так, в тлеющий со времен смерти Тито костер конфликта были подброшены «свежие дрова».
А к концу 90-хх годов Югославия была охвачена конфликтами, схожими с косовскими.
Правительство Милошевича попробовало решить этот конфликт военным путем, и вскоре на территорию Косово были введены войска, которым было предписано провести операцию по уничтожению вооруженных формирований. НАТО и, самый главный член альянса США, вскоре в очередной раз возложат ответственность на югославское правительство.
Западные страны, заявив, что на территории Югославии имеют место преступления против человечности, попытались провести резолюцию о применении силы для решения кризиса. В свою очередь Российская Федерация выразила несогласие с тем, что ответственность возложили только на официальный Белград. Итог известен: 24 марта 1999 года страны НАТО начали военную операцию, развязав первый после Второй Мировой войны полноценный военный конфликт на территории Европы.
Югославию «принуждали к миру» вплоть до 10 июня 1999 года. У официальных югославских властей не было другого варианта, кроме как принять условия резолюции Совбеза ООН 1244, по которой контроль над Косово отводился миротворческому контингенту НАТО.
10 июня закончилась военная операция сил альянса, а на 12 июня уже был намечен ввод международных сил на территорию Косово. Под контроль миротворцев должен был попасть и международный аэропорт Приштины Слатина.
В день завершения операции «Союзная сила» российские десантники из состава SFOR – международных миротворческих сил – получили приказ из Москвы о формировании колонны, которая в кратчайший срок должна преодолеть расстояние до Приштины, и занять «Слатину» раньше, чем это сделает основной контингент миротворческих сил.
…В ночь на 12 июня бронетранспортеры, на которых аббревиатура SFOR была переделана на KFOR, с российскими десантниками на броне вошли на территорию Косово.
К рассвету отряд уже организовал круговую оборону вокруг аэродрома.
Только к 11 часам утра запоздавший контингент НАТО подошел к занятому горсткой российских десантников аэродрому: две сотни российских солдат оказались в окружении. Почти одновременно с этим Венгрия и Болгария заявили об отказе предоставлять России воздушный коридор.
Вскоре прибыл и командующий группировкой НАТО генерал Майкл Джексон. Первое, что он приказал сделать – ввести танки НАТО на территорию аэродрома. При этом каждый из танков, который попытался выполнить этот приказ, был немедленно взят на прицел.
Напрасно Уэсли Кларк, командующий силами НАТО в Европе, требовал «уничтожить русских»: у Джексона хватило ума не повторять свой приказ. Штурм был отменен.
У политиков теперь было время, чтобы договариваться. И пока шли долгие переговоры 206 десантников, находясь в осаде, удерживали аэродром, который стал «нашим аэродром в Европе».
Итогом марш-броска смельчаков стало то, что российский контингент все же был размещен в Косово, а аэропорт, который заняли наши десантники, хоть и использовался совместно, но находился под контролем российских сил.
После драки кулаками не машут. Об этом знают в России, но не на Западе. Госпожа Олбрайт после событий восторженно писала, что «натовцы сломили русских, у которых было плохо с провиантом…»
Зато мы знаем, что две сотни бойцов Виктора Заварзина и Юнус-бека Евкурова сделали куда больше, чем захватили аэропорт: они доказали, что хоронить Россию Запад ой как поспешил…