Храбрость без закалки — холостой выстрел. 96 лет назад родился Иван Никитович Кожедуб

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

i (1)«Было бы можно,  кажется, не вылезал бы из самолета» — так говорил Иван Кожедуб — один из двух военных летчиков, который удостоился звания Герой Советского Союза трижды.

Его с детства окружали военные: старший брат – пограничник, рассказы соседа – участника Гражданской войны. Поэтому никто и не удивился, когда он в 1940 году оказался в Чугуевском военном авиационном училище летчиков. Все получилось как в популярном в те годы  плакате: «Комсомолец – на самолет! Крепи мощь  военно-воздушного флота!»

Осенью 1941 года авиашкола, в которой учился Кожедуб, была эвакуирована под Чимкент. Это было одним из самых тяжелых испытаний для молодого летчика: он учил летать молодых пилотов, которые уходили на фронт, а он, уже освоивший самолет, оставался в тылу.

Просьбу о зачислении в действующую армию удовлетворили только осенью 1942 года – так он оказался в 240-м истребительном авиаполку.
Первый же боевой вылет будущего героя войны чуть было не стал последним: решив отличиться, сбив вражеский бомбардировщик, шедший на их аэродром, Кожедуб оказался под ударом немецкого истребителя. Только чудом летчик спас и себя и самолет. А вот урок, который преподнес тот бой, он выучил на всю жизнь.

Счет сбитым самолетам Кожедуб открыл 6 июля 1943 года: это был 40-й боевой вылет летчика, которому едва перевалило за 20. А уже к концу года на его счету было 25 сбитых самолетов противника.
В новом, 1944 году, молодого летчика, которого уже побаивались немцы, ждало небо над Харьковом, Правобережной Украиной, Молдавией

Он был идеальным военным летчиком: требовательный к себе, не дающий поблажек, неутомимый в бою, расчетливый, хладнокровный и отважный. Именно таким его запомнили его сослуживцы.
Вскоре ему вручат новый самолет Ла-5ФН, построенный на личные сбережения В.В. Конева: на этом самолете Кожедуб сделает множество вылетов и собьет еще восемь вражеских самолетов.
В середине августа 1944 года ему второй раз присвоят звание Героя Советского Союза.  К тому времени Кожедуб служил уже в 176-м истребительном авиаполку. В составе этого соединения он будет воевать на Прибалтийском фронте, примет участие в Висло-Одерской операции. Именно в одном из боев над Одером Кожедуб одержал одну из важнейших побед: 19 января он сбил в бою реактивный Ме-262.
17 апреля 1945 года И.Н. Кожедуб одержал последние две победы в ходе Великой Отечественной войны.

Он не просто летал – у него был свой, уникальный «почерк». И он никогда не ждал, пока его атакуют – в каждом бою он стремился отыскать самолет противника первым.
Кожедубу довелось повоевать и после Великой Отечественной войны: дивизия, которой он командовал, в период с 1951 по 1952 год отражала налеты американской авиации на Северную Корею. В 1985 году И.Н. Кожедуб стал маршалом авиации.

Мастера воздушного боя и настоящего Героя Великой войны не стало 8 августа 1991 года.