Атомный миротворец: как один крейсер прекратил войну

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

40 лет назад был введен в строй тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров», головной корабль проекта 1144 «Орлан». Одно его появление в восточном Средиземноморье в 1983 году заставило корабли ВМС США уйти от побережья Ливана, прекратив огневую поддержку наземной операции израильских войск. В результате очередная война на Ближнем Востоке завершилась мирными переговорами.

Хищная птица 

К 70-м годам атомные подводные лодки научились применять баллистические ракеты и стали стратегическим оружием. Для борьбы с ними Советский Союз строил противолодочные корабли все больших размеров и мощи. Наконец, штаб ВМФ принял решение объединить противолодочные возможности БПК и ударную силу ракетного крейсера. Чтобы проецировать эту силу в любую точку земного шара, новый корабль решили оснастили ядерной энергетической установкой. Большое впечатление на советских флотоводцев произвела «атомная кругосветка» трех американских кораблей: авианосца Enterprise, крейсера Long Beach и фрегата Bainbridge, — обошедших планету за 65 суток.

Назвали проект «Орлан». Это одна из самых хищных птиц в мире, изображенная к тому же на гербе США. Главным конструктором стал Борис Купенский, автор наиболее передовых советских БПК. Сразу же возникла серьезная проблема: мощности ядерных энергоустановок для подлодок и ледоколов не хватало для гигантского боевого корабля, а поставить два реактора не позволяло установленное военными ограничение по водоизмещению, 8000 тонн. Его снял главком ВМФ Сергей Горшков. 

— Сергей Георгиевич походил среди принесенных нами моделек, что-то пальцами померил и говорит: «Мне вот этот корабль». И показал на двухреакторный, — рассказал Георгий Кудров, ведущий конструктор Северного ПКБ по ядерным энергетическим установкам.

КБ в тот момент одновременно проектировало семь разных кораблей, нагрузка на конструкторов была чудовищная. В помощь прислали 100 инженеров-судостроителей из других КБ. Их разместили в актовом зале: концерты и собрания отменили, кресла вынесли, вместо них установили кульманы. 

Стая хитрых ракет 

Главным ударной силой крейсера стали сверхзвуковые крылатые ракеты П-700 «Гранит»: очень быстрые (2,5 Маха), дальнобойные и хитрые. ПКР «Гранит» атаковали стаей, обмениваясь информацией на лету. После залпа основная группа ракет шла низко над водой, а одна — высоко. Она искала намеченную к уничтожению эскадру и отвлекала на себя внимание ее ПВО. Если «верхнюю» ракету сбивали, ее место занимала другая. Приблизившись к кораблям противника, ПКР распределяли между собой цели и атаковали их с разных сторон.

К тому времени «Гранитами» были оснащены атомные субмарины проекта «Атлант». Для старта из-под воды контейнеры П-700 заполняли забортной водой. Чтобы не переделывать пусковую установку, на «Киров» также установили ракеты «подводного старта». Закачка воды в 11-метровые контейнеры занимала несколько секунд. Сбить летящий «Гранит» крайне затруднительно — даже после встречи с зенитным огнем семитонное изделие продолжает полет к цели по инерции. В НАТО ракета получила название Shipwreck (кораблекрушение). 

Революционной была и система ПВО «Кирова» — впервые на корабле установили морскую версию зенитного комплекса дальнего действия С-300. В носу и корме 252-метрового корабля установили барабанные пусковые установки зенитных ракет. 

— Мы могли одновременно обстреливать 12 целей с любого направления. И там был такой хитрый режим «стрельба из-за угла», — рассказал главный конструктор ЗРК «Форт» Аркадий Ежов. Для 70-х годов это звучало фантастикой. 

В результате получился крейсер, способный прикрывать от нападения с воздуха соединения кораблей, атаковать морские надводные цели, находить и уничтожать подлодки, поддерживать огнем войска на суше. 

«Киров» здесь 

— Это была такая гордость за наше оружие! Крейсер мог из Белого моря через сушу положить ракету точно в цель, — рассказал первый командир «Кирова» Александр Ковальчук. За создание крейсера сразу пять конструкторов Северного ПКБ получили Государственные премии, а после спуска на воду головного корабля на Балтийском заводе заложили еще четыре крейсера типа «Орлан».

Один из них, ТАРК «Петр Великий» сейчас флагман Северного флота. «Адмирал Нахимов» модернизируется. «Адмирал Лазарев» в ожидании своей судьбы законсервирован. Головной корабль серии в 1992 году был переименован в «Адмирал Ушаков», а сейчас выведен из состава флота и ждет утилизации. Его звездный час пришелся на начало 80-х, когда одним своим появлением «Киров» в Средиземном море прекратил войну в Ливане. 

— Как только мы подошли на расстояние 600 километров, артудары и авианалеты были прекращены, американские корабли ушли в островную зону. Постоянные подъемы нашего вертолета показали, что авианосцы и крупные боевые корабли ВМС США ближе, чем на 500 километров к побережью Ливана не подходили, — рассказал Ковальчук.

Источник