Зачем русский флот прибыл в США в разгар войны Севера и Юга

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Полтора века назад — 1 октября 1863 года — в порт Сан-Франциско прибыла русская эскадра под командованием контр-адмирала Андрея Попова, насчитывающая шесть кораблей и 1200 офицеров и матросов. Несколькими днями ранее еще более внушительная эскадра контр-адмирала Степана Лесовского — шесть кораблей и три тысячи человек личного состава — прибыла в Нью-Йорк.

Что делал наш флот на другом полушарии Земли? Ответ на этот вопрос надо искать в хитросплетениях дипломатии того времени, ситуация в мировой политике была действительно запутанной. В США к тому времени уже два года шла Гражданская война, Англия и Франция негласно поддерживали южан. Европейские страны были недовольны тем, что северяне устроили морскую блокаду и мешали торговле с конфедератами. Кроме того, стратегически им было выгодно ослабление США и разделение страны на два государства. Россия тем временем зализывала раны после поражения в Крымской войне, и тут очень не вовремя — в январе 1863 года — вспыхнуло польское восстание. Англия и Франция открыто поддержали шляхетское движение, возникла угроза новой войны. 

В этих условиях Российская империя сделала неординарный ход — отправила флот к берегам США. Тем самым решалось несколько задач, главная из которых — создать дополнительную угрозу морским торговым путям. Кроме того, выход в Атлантику позволял, в частности, высвободить на всякий случай крупные силы флота из тесноты оперативного простора Балтики. 

В Гражданской войне в США Россия была на стороне правительства в Вашингтоне, и столь откровенный жест поддержки спутал англичанам многие карты. Они оказались перед лицом возможного военного союза США и России, что немного охладило их пыл. Линкольн, в свою очередь, был признателен за поддержку на международном уровне. Так две страны, решая свои собственные задачи, объединились против общего врага — Англии, и в результате и Россия, и США от этой экспедиции флота только выиграли.

В Атлантическую эскадру Лесовского вошли фрегаты «Александр Невский», «Пересвет» и «Ослябя», корветы «Варяг» и «Витязь», а также клипер «Алмаз». В Тихоокеанскую эскадру Попова — корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында» и «Новик», клиперы «Абрек» и «Гайдамак». 

В Америке наших моряков встречали с почестями — в Нью-Йорке прошел парад в их честь, многочисленные встречи с официальными лицами. В Сан-Франциско ограничились банкетом на борту «Богатыря», который посетил губернатор Лилэнд Стюарт. Как пишет американский историк Александр Нунэн (работа «A new expression of that entente cordiale? Russian-American Relations and the Fleet Episode of 1863»), неформальная встреча в данном случае была обусловлена тем, что Попов уже дважды был в Сан-Франциско до этого и успел завести в городе много друзей. 

Прибытие наших кораблей оказалось для северян очень кстати, потому что, например, в Калифорнии они на тот момент вообще не имели флота, тогда как южане располагали несколькими фрегатами. Но вступать в противостояние с русскими судами они не решились. В целом же российские корабли побывали во многих портах США, регулярно курсировали вдоль обоих побережий, сдерживая тем самым морскую активность конфедератов. Экспедиция завершилась спустя девять месяцев — летом 1864 года, когда было подавлено польское восстание. Благодаря созданной угрозе торговым путям, Англия и Франция отказались от идеи вмешаться в ход событий в Российской империи.