Цитировать в комментарии Сообщить об опечатке
Согласно приказу Наркомата обороны СССР №187 от 5 июля 1940 года в Красной армии и милиции были введены шапки-ушанки. До этого красноармейцы щеголяли в легендарных шлемах-буденовках.
Прежде чем стать одним из символов советских солдат, шапке-ушанке пришлось пройти сложный путь эволюции.
«В силу климата на Руси издавна бытовали шапки типа крестьянского треуха позволявшие прикрывать не только целиком голову, но и шею. А перед Первой мировой войной в русской армии для нижних чинов была введена папаха, имевшая опускавшийся задний клапан», — пишет в Военно-историческом журнале кандидат исторических наук Александр Печейкин.
В годы Гражданской войны в моду вошли шлемы-буденовки, которые летом были хлопчато-бумажными, а зимой — шерстяными. Папахи — как снаряжение контрреволюционных элементов: офицеров, казаков и басмачей, носить запрещалось.
Однако, вскоре у буденовки появился конкурент. Моряки-краснофлотцы в 1924 году ввели зимнюю шапку, очень похожую на будущую армейскую ушанку. Эта шапка шилась из черного мундирного сукна со стеганной на вате подкладкой. Назатыльник с наушниками и козырек изготавливались из черного меха.
Другим предком оказалась шапка-финка, принятая на снабжение войск 31 января 1931 года. В зимнее время ее носили военнослужащие среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Офицеры войск ОГПУ — НКВД также могли ее использовать в качестве зимнего головного убора.
Однако основным головным убором личного состава всех родов войск Красной армии оставался чуть измененный зимний шлем образца 1919 года — утепленная буденовка. Советско-финская война показала его абсолютную непригодность при зимних морозах. Узнав, что красноармейцы замерзают в Карельских лесах предприятия Ленинграда экстренно начали обеспечивать бойцов ушанками — в части они попадали с формулировкой «для опытных испытаний».
Шапка-ушанка имела колпак, стеганую тулью и околыш. Первоначально околыш, состоявший из козырька и назатыльника с наушниками, завязывавшимися на тесьму, обшивался мехом цигейковой овчины. Стриженый мех длиной 12 — 14 миллиметров окрашивался в серый цвет «под крота» или «под платину». Полковники и генералы могли шить папахи за свой счет из натурального барашка или серого каракуля.
В декабре 1941 года одетые в ушанки бойцы РККА разгромили под Москвой немецкие части, замерзавшие в пилотках, кепи и шерстяных подшлемниках.
Однако с началом Великой Отечественной войны потребовалось удешевить производство ушанок. В сентябре 1941 года ввиду острого дефицита искусственного меха ряду фабрик был разрешен пошив ушанок рядового состава из ворсованной полушерстяной ткани — так называемого бобрика.
Действовали правила ношения ушанки: прямо, без наклона, так, чтобы нижний край находился на ширине двух пальцев над бровями, а центр звездочки или кокарды — над переносицей. Опускать наушники разрешалось вне строя при температуре ниже — 10 градусов, а в строю — по приказанию командира, причем наушники обязательно завязывались под подбородком.
В годы войны Красная армия получила свыше 24 миллионов головных уборов. Без особых трансформаций, не считая изменений размеров меховых деталей околыша шапка-ушанка оставалась на военный службе до 2010 годов.