19 марта 1906 года по указу императора России Николая II в классификацию судов военного флота были включены подводные лодки. В состав российского флота вошли подлодки «Форель», «Касатка», «Сом» и «Осетр». В том же году был учрежден праздник — День моряка-подводника. Впоследствии его отменили пришедшие к власти большевики, а в 1996 году этот праздник восстановили.
О событии 19 марта 1906 года свидетельствовал и приказ по Морскому ведомству России № 52 от 24 марта 1906 года, который подписал морской министр адмирал Алексей Бирилев. 9 апреля учредили Учебный отряд подводного плавания при порте в Либаве.
В 1907 году вышли руководящие документы по отбору личного состава, в том числе и по состоянию здоровья. Особые требования предъявлялись к офицерам. Они должны были полностью знать устройство лодки, уметь обслуживать все механизмы, управлять электрическими станциями гребных электродвигателей, двигателями внутреннего сгорания, рулями, клапанами балластных цистерн.
Предъявляли к офицерам и особые требования в части личных качеств. В «Положении о прохождении службы в подводном плавании» указывалось: «Член экипажа подводной лодки, не пользующийся признанием и авторитетом среди офицеров и нижних чинов, подлежит списанию с нее».
Брали в подводники в основном добровольцев. Матросы шли из-за повышенного денежного содержания, специалисты кораблей 1 ранга хотели добиться повышения. А еще привлекало и качество питания. В паек входили мясные и рыбные консервы, сгущенное молоко, сухофрукты.
К тому же на подлодках поддерживались чистота, порядок, дисциплина. С особым отношением относился к подводникам и император. Так, в 1909 году при проведении смотра подводников-черноморцев Николай II объявил «высочайшее благоволение» офицерам и «царское спасибо» с денежным вознаграждением нижним чинам. Такие смотры проводились регулярно.