30 марта 1970 года состоялась премьера фильма «Белое солнце пустыни»

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

ofpn9v
Сегодня этот фильм знают и любят миллионы. Уже почти 40 лет эту картину  пересматривают, цитируют и поют «Госпожа удача». При этом мало кто знает о том, что этот фильм мы могли и не увидеть.

Проблемы начались со сценария. Еще в 1967 году руководство Экспериментальной творческой киностудии  поручило Андрею Кончаловскому и Фридриху Горенштейну написать сценарий истерна – приключенческого фильма, действие которого происходит во время Гражданской войны в Средней Азии. Вскоре они предоставили первоначальный сценарий с рабочим названием «Басмачи», который не устроил руководство киностудии.

Поэтому новый сценарий поручили написать Валентину Ежову. Причем, поставили жесткие условия по времени – работа должна была быть закончена в течение полутора месяцев. Ежов пригласил Рустама Ибрагимбекова и они вместе приступили к работе. Вскоре появился новый сценарий с новым названием «Пустыня».

Режиссеры, просмотрев сценарий, один за другим отказывались экранизировать его. Одним из отказавшихся был Владимир Мотыль. Он заявил сценаристам, что «даже не представляет, как из этого материала можно сделать что-то приличное». Однако, за фильм взялся: после выхода картины «Женя, Женечка и «катюша» он попал в список неблагонадежных и его карьера была под угрозой.

На роль главного героя — Сухова, пробовались Анатолий Кузнецов и Георгий Юматов. Утвердили последнего. Поэтому первые сцены записывали именно с ним. Однако в самом начале съемок Юматов стал участником драки, в результате которой актеру досталось так, что никакой грим не мог скрыть побои. Ждать, естественно не стали, поэтому Суховым стал Кузнецов.

Проблем со съемками было немало: то пленка, на которую снимали самые тяжелые сцены, оказалось бракованной, то ломалось оборудование. Однако фильм все же сняли. И вот, когда материал был готов, начались проблемы похлеще, чем сломанный операторский кран.

Едва комиссия отсмотрела рабочий материал, как разгорелся нешуточный скандал: то сцена сумасшествия жены Верещегина не понравилась, то Катерина Матвеевна слишком эротично для советского кино переходит ручей, то гарем, находящийся в заточении слишком раздет. В результате, руководство киностудии потребовало, чтобы заканчивал съемку фильма Владимир Басов. Только весной 1968 года на совещании в Госкино было решено «завершить производство, а Мотыля  — оставить».

Кстати, именно благодаря Басову в фильме появилась самая известная реплика «Восток – дело тонкое»:  перед началом экспедиции Мотыля в Среднюю Азию, где режиссер планировал заняться сбором материала, он напутствовал товарища словами «Восток требует совершенно иного подхода…, должен быть тонкий подход».

Съемки фильма закончили в сентябре 1969 года. Пересняли почти все основные сцены, заменили концовку и предоставили картину на суд начальства. Владимир Сурин, который в то время руководил «Мосфильмом», фильм разнес в пух и прах. В итоге акт о приемке картины подписывать не стали и постарались о ней забыть.

Все изменил случай. Леонид Ильич Брежнев, любивший фильмы, решил посмотреть какую-нибудь новую советскую картину. Те, кто подбирал фильмы для просмотров, решили рискнуть. Так картину посмотрел Брежнев. После восторженных отзывов генсека, кинематографические чиновники были вынуждены выпустить картину в прокат. 30 марта 1970 года фильм впервые показали на широком экране.

При этом фильм вызвал неоднозначную реакцию и у публики: некоторые признали фильм лучшей картиной года, а другие – худшей. Космонавты  сделали фильм чем-то вроде талисмана. Таможенник Верещагин, тот который мзду не берет, стал символом таможенной службы. А миллионы зрителей даже сегодня, спустя 46 лет после выхода картины в прокат, с удовольствием пересматривают фильм.

    Оставить комментарий