Охота за «Стингерами»: как спецназ впервые захватил американские ПЗРК

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

33 года тому назад, 5 января 1987-го, в Афганистане на боевое задание отправилась группа 186-го отдельного отряда специального назначения. Бойцам под командованием майора Евгения Сергеева предстояло разведать местность в горном массиве возле для организации засады на караван с оружием из Пакистана. Они даже не подозревали, что сразу вступят в бой, а среди их добычи окажется новейший американский переносной зенитно-ракетный комплекс FIM-92 Stinger.

Первое применение «Стингеров» в Афганистане состоялось 25 сентября 1986 года. По воспоминаниям начальника афганского отдела центра разведки Пакистана Мохаммада Юсуфа, на высотах у аэродрома Джелалабада в засаде разместились три группы душманов с ПЗРК. Дождавшись захода на посадку советских вертолетов они выпустили несколько ракет — три машины были уничтожены. 

Появление у боевиков нового зенитного комплекса США, который превосходил аналоги по дальности и точности наведения ракет встревожило командование советского контингента, и за «Стингерами» началась охота. Главную роль играли отряды спецназа ГРУ, которые устраивали засады на караваны с оружием. 

«По дороге на Кандагар, недалеко от Калата, в районе кишлака Джилавур есть солидная «зеленка». Почти перпендикулярно дороге, на юго-восток шло Мельтанайское ущелье. И нам, и кандагарцам туда летать было далековато. Пользуясь этим, духи чувствовали себя в этом районе довольно вольготно. Сергеев задумал очередную авантюру — поработать там», — вспоминает Герой России, полковник Владимир Ковтун.

Группа «авантюристов» вылетела на двух вертолетах Ми-8, а прикрывала их пара ударных Ми-24. Командовал пилотами капитан Андрей Соболь. Дабы не привлекать внимание, вертолеты шли на предельно малой высоте — 15-30 метров. Когда Ми-8 вошли в ущелье, то внезапно на дороге обнаружили трех мотоциклистов. 

«Увидев наши «вертушки», они быстро спешились и открыли огонь из стрелкового оружия, а также сделали два беглых пуска из ПЗРК. Но мы сначала эти пуски приняли за выстрелы из гранатометов РПГ», — вспоминает Ковтун. 

Ми-8 и Ми-24 сразу открыли огонь, а затем с ведущего вертолета высадился десант — пять спецназовцев. 

«По радио даю команду ведомой «восьмерке» оставаться в воздухе. Динамика боя высока, а духов не так много. Решил, что пока ведомый сядет, пройдет время и все уже будет кончено. В воздухе его огонь был для нас нужнее», — рассказывал Евгений Сергеев.

На земле спецназовцы и вертолеты уничтожили 16 душманов. Среди трофеев оказались «Стингеры». В руки спецназа также попал портфель, в котором находилась вся документация и инструкция на переносной зенитный ракетный комплекс. 

А вот как в книге «Ловушка на медведя» потерю ПЗРК описывает Мохаммад Юсуф, бывший начальник афганского отдела Центра разведки Пакистана: «Мы обучали команду, которой предстояло провести операцию под Кандагаром под началом муллы Маланга («Мясника»). На обратном пути на базу, имея с собой три «Стингера», он умудрился нарушить все правила безопасности. Маланг расположил две пусковых установки и четыре ракеты в головной группе своего отряда, в то время как сам с оставшимися «Стингерами» с основной группой шел сзади. Головная группа остановилась на привал и была застигнута спящей группой спецназа. Вертолет приземлился вне зоны досягаемости огня, высадил группу спецназа, которая частично уничтожила, частично захватила в плен головную группу, за исключением одного человека, который убежал. Русские, должно быть, были щедро награждены, когда вернулись с такой ценной добычей». 

Увы, но заслуженные награды нашли героев гораздо позже. Лишь в 2012 году подполковник Евгений Сергеев посмертно был удостоен высокого звания Герой России, а 15 февраля 2019 года золотая звезда Героя России была вручена Владимиру Ковтуну.

Источник