Четыре века назад многое виделось иначе
Была ли измена?
События 1612 года в России мы привыкли оценивать как «освобождение Москвы от польско-литовских интервентов». Но историю пишут победители. Для династии Романовых, воцарившейся в результате этих событий, естественно, незаконными были все остальные, пытавшиеся утвердиться на троне в Смутное время. Но о том, как оценивали их сами современники, свидетельствует то, что сами русские не воспринимали тех, кто пригласил поляков в Москву, как изменников. Они сохранили титулы и продолжали занимать правительственные посты при новой династии.
Только один участник сдачи полякам Кремля – торговый человек Фёдор Андронов – был казнён за пособничество врагу после входа ополчения Пожарского в Москву. Но это было связано с его вымогательствами и с тем, что он вылез «из грязи в князи» – получил от поляков грамоту на думное дворянство, не по роду своему. Сами же его товарищи – изменники-бояре – жаловались на него полякам, что он дискредитирует их правление, и требовали отобрать у него грамоту. Похоже, что Андронова сделали для современников и потомства козлом отпущения за грехи всей российской элиты.
С чего всё началось
А началось всё с того, что лагерь Лжедмитрия II, стоявший в Тушине рядом с Москвой, развалился. Все перессорились между собой за власть. Группа бояр во главе с Михаилом Салтыковым и альтернативным (тушинским) патриархом Филаретом (отцом будущего царя Михаила Романова) отправилась в лагерь польского короля Сигизмунда III, осаждавшего Смоленск. Там она 4 февраля 1610 года заключила договор, по которому царём России становился сын Сигизмунда королевич Владислав. Король обязался при этом, что его сын примет православие.
Но как быть, если на Москве здравствовал царь Василий Шуйский? Как раз в это время войска под командованием его племянника – молодого талантливого воеводы Михаила Скопина-Шуйского – с отрядом наёмных шведов нанесли сокрушительное поражение тушинцам. Поляки и большинство бояр оставили Лжедмитрия II, и тот с группой приверженцев бежал на юг.
Падение Шуйского
Но Василий Шуйский недолго радовался победе. Вскоре умер его племянник, причём говорили, что дядя из зависти отравил его. Как бы там ни было на самом деле, этот случай стал началом падения Шуйского. Его армия, отправленная против поляков, потерпела поражение под Клушино. Изменили шведы, не получавшие жалованья, да и часть русских воевод симпатизировала идее призвать польского королевича.
Вслед за этим в Москве состоялся «несанкционированный митинг», на котором по призыву рязанского неформального «авторитета» Захария Ляпунова решили свести Шуйского с трона и постричь в монахи.
Соборное призвание Владислава
В отсутствие царя собралась Боярская дума. Обстановка была напряжённой. Где-то рядом Лжедмитрий II будоражил народ, отменяя крепостное право и обещая равенство прав со знатью. Ему присягнули многие города. Московская чернь волновалась. В этих условиях большинство бояр решило присоединиться к тем своим товарищам, кто уже раньше пошёл на соглашение с поляками, и призвать в Москву королевича.
Для формального призвания был созван Земский собор. Понятно, что никаких правильных выборов в него проведено быть не могло. Представителями городов и областей были признаны те их жители, кто в данный момент по службе или торговле оказался в Москве. Это случайное собрание санкционировало избрание Владислава на царство.
Вес решению Собора придало мнение легитимного патриарха Гермогена. Боясь своего конкурента в лице Филарета, Гермоген с послами, поехавшими звать в Москву королевича, отправил полякам грамоту, в которой просил об аресте Филарета как самозваного патриарха. Поляки, заинтересованные в поддержке Московской патриархии, выполнили его пожелание.
В сентябре 1610 года в Москву по приглашению Боярской думы для подготовки к коронации Владислава и для защиты от мятежных отрядов Лжедмитрия II прибыло польское войско во главе со Станиславом Жолкевским, который вскоре передал должность Александру Гонсевскому.
Никакой «семибоярщины» не было
Вначале многие русские люди воспринимали Владислава как надежду на мир и спокойствие – ведь единственной альтернативой ему был самозванец. И лишь после того, как поляки стали вести себя как оккупанты, а обещанный царь всё никак не ехал в Москву, отношение русских людей к ним резко изменилось.
Временное правительство того времени сейчас называют «семибоярщиной». Однако это слово применительно к описанным событиям появилось только в середине 19 века. Распорядительная комиссия из семи бояр всегда возникала в случаях междуцарствия. Никто из современников не воспринимал их как изменников. Более того, они и при подходе ополчения Пожарского и Минина сумели отмазаться и представить себя как «заложников поляков».