Современная таможенная служба стоит на защите российского государства, отвечая за налоговые пополнения бюджета. Но ее история начинается еще со времен Киевской Руси, когда с заграничных и отечественных торговцев взимали сборы за возможность продавать товары на рыночных и ярмарочных площадях.
Таможня на Руси
История таможенной службы начинается практически с самого начала становления Руси, а это уже около тысячи лет. Первые сборы с торговцев и купцов начали собираться в 12-15 веках, когда торговые люди платили материальный сбор за провоз лошадей и мулов с различной продукцией через заставы Киевской Руси.
Родоначальником понятия пошлины были представители тюркского народа, имеющих в словаре свой аналог «тамга», от него возникло слово «пошлина», а также слово «таможить», что означало ставить своеобразную печать на товарах, за которые была заплачена пошлина. Именно эти товары можно было продавать на рынках и во время проведения ярмарок и праздников. Были в те годы и таможни, которые располагались в обособленном месте на торговой площади, где было свое управление. Руководил всем таможенный голова и его помощники – целовальники. А непосредственно сборами занимались откупные таможенники, в чьи функции входило взимание платежей, наложение штрафов и прочее.
Стоит отметить, что размер пошлин в Киевской Руси регулярно менялся. Лишь в 1653 году, когда на территории Руси уже действовал Торговый устав, правители попытались ввести единые размеры пошлины. Способствовала этому и новая версия торгового устава, принятая в 1667 году. В нем определялись не только размеры сборов с торговых людей, но и описывались принципы организации таможенного дела. Существенным изменением было то, что сбор за товары взимался один раз при пересечении первой границы России. Продукция весовая облагалась пошлиной в размере 4%, а все невесовые товары – 5%-ной. При этом продавцы платили по 10 денег с каждого рубля. Новоторговый устав стоял на защите отечественных торговцев, поэтому иностранцам была запрещена торговля без оплаты таможенных платежей, а розничная торговля во многих мелких городах Руси имела определенные рамки по количеству продаваемого товара.
С императорским размахом
Уже при Петре I таможенное дело вновь претерпело изменения. Император был заинтересован в развитии морской навигации и флота, требовалось много золота и серебра. Для этого продукция обрабатывающей промышленности подлежала экспорту за границу. При этом размер пошлин на товары, привозимые из других стран, соответствовал уровню экспортируемых в них товаров. При экспорте 25% товара, иностранные продавцы платили 1/4 от стоимости, при уровне экспорта в 50% — 1/2, а при 75% экспорте – 3/4. Такой необычный подход был зафиксирован таможенным тарифом, утвержденным в 1724 году. Размер пошлин определялся процентным соотношением с ценой либо определенной платой за весовую продукцию.
Руководство таможней перешло к оберцальнерам, которые получали фиксированное жалование, при этом имели неофициальную возможность зарабатывать дополнительные бонусы за более быструю процедуру проверки и прочие послабления для торговцев. При этом их заместители – целовальники были в ответе за сбор таможенных платежей, в случае неудач они отвечали личными денежными средствами.
Стоит отметить, что не все новшества, введенные во времена Петра I, благоприятно отразились на торговой сфере. Так, ограничения на иностранные товары позволили отечественным производителям устанавливать высокие цены на многие товары, которые значительно уступали в качестве иностранной продукции. За счет выросших размеров пошлин увеличился объем контрабандной продукции. Многие торговцы шли на риск, чтобы получить значительную прибыль с продаж. Вместе с тем работники таможенной службы все чаще брали взятки за пропуск товаров вне таможни, что негативно сказывалось на пополнении государственного бюджета.
Уже при императрице Елизавете торговые люди стали получать помощь от государства, а правила торговли были направлены на большую свободу. К примеру, на часть сырья пошлина была вообще отменена, продавцы могли свободно провозить свои товары по всей территории России, не уплачивая таможенную пошлину на городских и уездных границах. Сам размер пошлины опять был приведен к единому размеру – в портах и на государственных границах России торговцы оплачивали сборы по 13 копеек с каждого рубля стоимости.
Екатерина II, вступив на престол, также решила заняться развитием торговли и таможенной системы. Установленный размер пошлины должен был меняться каждые пять лет, но окончательно утверждаться членами комиссии по коммерции. При этом иностранные торговцы, предлагающие новые для России товары, могли ввозить их в страну без пошлинных платежей. А отечественные товары, чье производство только зарождалось в России, подвергались минимальной пошлиной в 2%. Самая высокая плата устанавливалась для иностранных товаров, которые производились и на территории российского государства, пошлина достигала 30% от стоимости продукции.
Для борьбы с контрабандой была создана специальная пограничная стража – надзиратели и объездчики, которые штрафовали и отлавливали торговцев, пытающихся пройти мимо таможни. Ситуация заметно улучшилась после снижения уровня таможенного тарифа в 1819 году. Правда, это в целом негативно сказалось на качестве товаров. Отечественные производители, ощутившие послабления со стороны государства, снизили качество продукции, чтобы получать большую прибыль. Покупатели, поняв разницу, начали отдавать предпочтение иностранным товарам, и лишь ограничительные меры по объему разрешенного импорта позволили российским производствам и мануфактурам вновь стать конкурентоспособными.
В последующие годы российские императоры все больше уделяли внимание торговой сфере, стараясь вывести импортную и экспортную сферу на новый уровень, не уменьшая размер таможенных пошлин, но и не ущемляя права торговцев. Между тем Россия впервые стала участницей двухстороннего соглашения с иностранным государством. Речь идет о конвенционном тарифе, подписанным с Германией, по которому между немцами и русскими было достигнуто соглашение о взаимных уступках и снижению пошлин до 13-33%.
Таможня советских лет
Уже в конце 19 века рост таможенных поступлений в государственный бюджет заметно увеличился. Россия активно вела себя в сфере и внешней торговли, экспортируя различную продукцию и облагая пошлиной ввозимые в страну товары, среди которых был чай, металлы, механические устройства и алкогольная продукция.
Попытка организовать единый таможенный орган была предпринята в 1913 году, когда появился Департамент по таможенным сборам, просуществовавший до революции 1917 года. Позже он вошел в структуру советской власти и стал заниматься таможенным контролем, получив статус Главного управления.
Первый Таможенный кодекс появился в Советском Союзе в 1928 году. В нем были расписаны все полномочия таможенного комитета, порядок прохождения таможни, штрафные санкции и система наказаний за контрабанду. Таможенным кодексом предусматривалась и система пошлин на различные категории товаров. К 1930 году на всю продукцию Советского Союза устанавливалась государственная цена, имеющая фиксированный размер. От нее уже устанавливался процент пошлины за импорт или экспорт.
Весомое послабление таможенной службы произошло в 80-х годах прошлого века, когда предприятия могли напрямую выйти на участников внешней торговой деятельности и уйти от контроля со стороны работников таможенной службы. Со временем государственные власти поняли о необходимости законодательного урегулирования работы таможни.
Таможенная служба новой России
После распада Советского Союза российские чиновники вновь попытались объединить таможенные нормативные акты в единую законодательную форму. После нескольких попыток все же появился Таможенный кодекс РФ, вступивший в силу в 1993 году. На тот момент он объединял 14 разделов и 456 статей, посвященных контролю импорта и экспорта. На сегодняшний день, все расчеты можно просчитать на сайтах, где есть таможенный калькулятор от КВТ для подсчета оформления.
Основным нововведением стало то, что таможенная служба получила статус правоохранительных органов и стала военной организацией. Внутренняя структура службы также претерпела изменения, появились специальные лаборатории и экспертные структуры, входящие в таможню. Контроль над торговлей со странами Запада и СНГ регулировался Таможенным кодексом и специальной декларацией. Именно тогда появились обязательные платежи – НДС и акцизные сборы, распространяющиеся на определенные категории товаров. С этого времени, государственная таможня стала регулярно приносить в казну доход от 15 до 20%.
Обновленная версия Таможенного кодекса начала действовать на территории России с начала 2004 года. Количество разделов сократилось до шести, за счет их слияния, уменьшилось число статей. Российские законодатели постарались максимально сблизить Таможенный кодекс с нормами международного права. Сократился срок обработки предоставляемой в таможню документации с десяти до трех дней, таможенные режимы получили новую классификацию, а многие процедуры приняли более упрощенную форму.