После кончины императрицы Екатерины Алексеевны в 1727 году на российский престол взошел одиннадцатилетний внук Петра I — Петр Алексеевич.
Приход его к власти приветствовался в народе и поддерживался князем Меньшиковым, но его дед еще при жизни постарался предотвратить это. Причиной тому было то, что Петр был наследником по линии первой супруги императора — Лопухиной.
Отец юного цесаревича, Алексей, был обвинен в заговоре против отца и заключен в Петропавловскую крепость, где и настигла его смерть. Это лишало Петра Алексеевича всех шансов претендовать на власть. В виду таких обстоятельств оставался лишь один прямой наследник — сын Петра I от второй жены, Екатерины. Однако Петр Петрович умер, и право престолонаследия неожиданно вновь вернулось к внуку Лопухиной.
Не желая видеть его в этой роли, Петр в феврале 1722 года вносит изменения в «Указ о наследии престола». Согласно ему, император мог выбрать себе приемника, не взирая на традиции. Но никаких других действий Петр Алексеевич так и не предпринял. Он скончался, не назначив наследника престола.
Екатерину назначить Петра II на роль императора убедил Меньшиков. Дочери покойного Петра I, которых многие не хотели видеть в роли наследниц, стали регентшами малолетнего правителя. В скором времени Петр был обручен с княжной Марией, дочерью Меньшикова.
Подписанный царем приказ о престолонаследовании в дальнейшем послужил почвой для массовых дворцовых переворотов XVIII века. Сама суть этого положения была искажена и подвергала народ в страх присягнуть на верность невесть кому. В итоге эта боязнь вызвала немалые волнения в массах.