1961 год стал знаковым. В этом году весь мир рукоплескал Юрию Гагарину – первому человеку, побывавшему в космосе. И мало кто помнит, что в этом же году мир стоял на пороге ядерной катастрофы.
В год полета Гагарина в Европе бушевал Берлинский кризис, начавшийся в 1958 году с ультиматума Хрущева, в котором он потребовал объявить Берлин свободным демилитаризованным городом. Если бы западные державы согласились с требованиями Хрущева, то Западный Берлин вскоре был бы присоединен к ГДР.
Допустить этого противники Советского Союза, естественно, не могли. Поэтому в июле 1961 года Кеннеди выступил с обращением, в котором заявил о том, что США будут защищать Западный Берлин любыми средствами.
Немецкие товарищи, услышав это обращение, и, понимая, что их поддерживает Советский Союз, проявили изрядное усердие. Вскоре Западный Берлин был окружен бетонной стеной, возведение которой должно было положить конец массовой эмиграции из Восточного Берлина. Бегство берлинцев чрезвычайно беспокоило руководство ГДР, считавших, что миграция — это не что иное, как эффект вражеской пропаганды. Это сооружение, делавшее невозможным свободное передвижение по городу, стало монолитным символом Холодной войны.
Не ответить на этот шаг американцы не смогли. Уже 24 августа 1961 года США развернули вдоль Берлинской стены внушительные силы. Буквально через несколько дней руководство Советского Союза приостановило увольнение в запас военнослужащих Советской Армии. Уже в октябре 1961 года военная группировка США в ФРГ достигала 40.000 военнослужащих – противостояние к тому времени достигло своего апогея.
27 октября 1961 года на границе секторов произошел, пожалуй, один из самых серьезных конфликтов Холодной войны.
В этот день советская разведка сообщила Хрущеву о том, что американцы готовятся к сносу пограничных заграждений в районе Фридрихштрассе. Когда Хрущев читал эти сведения, к КПП «Чарли» уже выдвинулась колонна американской техники, которую замыкали танки.
Как только бульдозеры приступили к сносу заграждений, на границу между секторами стали прибывать танки 7-ой танковой роты 3-го танкового батальона 68-го гвардейского танкового полка. Сказать, что американцы испугались – значит не сказать ничего: побросав технику, они поспешили в американский сектор. Практически сразу после того, как последний американец покинул советский сектор на границу вышли и американские танки. Так началось знаменитое танковое противостояние «ствол в ствол» у КПП «Чарли». Всю ночь шли переговоры между сторонами, и всю ночь танки простояли на расстоянии нескольких метров друг от друга. Только к утру, получив приказ, советские танки вышли из зоны конфликта.
За всю ночь ни один советский танкист не покинул танк. Это произвело неизгладимое впечатление на американцев, которые по их воспоминаниям, в ту ночь находились на грани нервного срыва.
27 октября Москва доказала Вашингтону, что переговоров относительно позиции СССР больше не будет: советские войска полностью заблокировали аэродром «Темпельхоф», лишив американцев возможности получать помощь извне. Напряженность спала только 29 октября. Мир, стоявший на грани ядерной катастрофы из-за того, что США были готовы прибегнуть для разрешения Берлинского кризиса к ядерному оружию, мог вздохнуть спокойно
P.S. Указом Президиума Верховного Совета СССР 37 участников танкового противостояния у КПП «Чарли» были награждены орденами Красной Звезды и медалями «За боевые заслуги»