От Зееловских высот до Рейхстага: 16 апреля 1945 года началась Берлинская стратегическая наступательная операция

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...


Апрель 1945 года. Красная Армия, разгромившая группировки вермахта в Пруссии, Восточной Померании, освободившая территорию недавней союзницы Германии – Венгрии, и занявшая восточную Австрию, вышла широким фронтом  к Одеру и Нейсе. Уже был занят в ходе Висло-Одерской наступательной операции Кюстринский плацдарм, от которого до Берлина оставалось несколько десятков километров.

Незадолго до этого в Ялте прошла конференция, в ходе которой союзники достигли принципиальной договоренности – Берлин будут брать советские войска. Однако не пройдет и нескольких месяцев, как США и Великобритания, забыв об итогах Ялтинской конференции, будут рассматривать возможность штурма Берлина. Нацистское руководство, умело играя на расколе в антигитлеровской коалиции, старалось использовать сложившуюся ситуацию с максимальной для себя выгодой.
Именно поэтому руководители Третьего Рейха старались задержать именно Красную Армию. Союзники это понимали. Командующий экспедиционными силами Дуайт Эйзенхауер не раз говорил, что «…если после взятия Лейпцига (…) можно будет без больших потерь продвигаться на Берлин, я хочу это сделать».

В самом начале апреля 1945 года в Ставку ВГК были вызваны Жуков и Конев, которым зачитали текст телеграммы, в которой говорилось о том, что идет подготовка к операции, в ходе которой западные союзники планируют взять Берлин.  Сталин задал обоим маршалам единственный вопрос: кто будет брать Берлин? Конев ответил однозначно: «Берлин будем брать мы, и возьмем его раньше союзников»

Для последнего удара по Германии было решено привлечь силы сразу трех фронтов: Первого Белорусского фронта, которым командовал Г.К. Жуков, первого Украинского под командованием И.С. Конева и Второго Белорусского – командующий К.К. Рокоссовский.
Согласно разработанному плану  Берлинской наступательной операции все семь армий 1-го Белорусского фронта должны были нанести удар с Кюстринского плацдарма в направлении Берлина и занять рубежи до Дрездена; войска 2-го Белорусского фронта  должны были прикрывать соединения 1БФ от возможных контрударов, нанося  рассекающие удары севернее Берлина;1-й Украинский фронт должен был рассекающим ударом изолировать и разгромить южнее Берлина основные силы Группы армий «Центр»  и оперативные резервы вермахта в районе Котбуса.

Для нанесения удара Ставка сосредоточила огромные силы – свыше 2,3 миллионов человек, к которым присоединились более 150 тысяч солдат Войска Польского.
В общей сложности, наступающим советским войскам противостояла миллионная немецкая группировка.

Перед советскими войсками стояла невероятно трудная задача – прорыв Одерск-Нейсейнского оборонительного рубежа и ликвидация Берлинского оборонительного района. Боевые действия должны были проходить на фронте шириной в 300 километров.
Первый, Одерско-Нейсенский рубеж, который предстояло пройти советским войскам, состоял из трех оборонительных полос глубиной до 40 километров. Наиболее сложным считалась линия обороны, проходившая по Зееловским высотам.

Ранним утром 16 апреля 1945 года на первую полосу немецкой обороны обрушился удар 10500 орудий и систем залпового огня – так началась Берлинская наступательная операция.
После артподготовки советские войска, перешедшие в наступление, в течение почти двух часов не встречали никакого сопротивления – позиции противника были в буквальном смысле перемолоты. Гитлеровские офицеры поспешили даже отправить в Берлин срочные телеграммы, в которых говорилось о том, что «русские применили неизвестное оружие»

Однако, несмотря на это, советские войска взять позиции противника с ходу не смогли: наступающие увязли в тяжелейших боях уже на второй линии обороны.
Войска левого фланга не смогли прорвать оборону на Зееловских высотах, а войска правого с трудом преодолевали сопротивление противника на левобережье Одера: перед войсками Первого Белорусского стояла задача, объективно куда более сложная, чем  перед войсками, действовавшими на остальных направлениях.
Ожесточенные бои шли до конца 17 апреля. Только к утру следующего дня советские войска, преодолевая сильнейшее сопротивление противника, прорвали оборону на Зееловских высотах. Еще сутки потребовались для того, чтобы прорвать и третью оборонительную полосу Одерского рубежа.

Одновременно с войсками 1-го Белорусского фронта перешли в наступление части и соединения 1-го Украинского фронта, которые уже к концу первого дня форсировали реку Нейсе и провали оборону противника в своей полосе наступления.
К исходу второго дня начавшейся операции части и соединения 1-го Украинского фронта форсировали Шпрее, чем обеспечили условия для окружения Берлина с юга.
20 апреля в наступление перешли войска 2-го Белорусского фронта, которые успешно форсировав Одер, навязали тяжелые бои 3-й танковой армии противника.

Таким образом, уже к началу четвертого дня наступления советские войска, прорвав несколько линий обороны противника, вышли на оперативные просторы – дорога на Берлин была открыта.

20 апреля 1945 года, когда нацистские руководители в бункере чествовали Гитлера, дальнобойная артиллерия того самого 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, знамя которого и станет Знаменем Победы, нанесла первый артиллерийский удар по Берлину.

До конца войны оставались не годы и месяцы, — до конца войны оставались считанные дни….

    Оставить комментарий