Наверное, нет в нашей стране и в ближнем зарубежье человека, который бы не был знаком с героями – Волком и Зайцем. Для многих из зрителей мультфильм – это всего лишь череда веселых приключений. Но на деле история мультфильм – это нечто гораздо более серьезное, чем простая погоня Волка за Зайцем.
«Ну, погоди!» стал «нашим ответом» США, а вернее, их «Тому и Джерри». Н.С. Хрущев, побывавший в США в самом конце 50-хх годов, после возвращения дал четкое указание догнать и перегнать. Поскольку во многом СССР уже обгонял США, перегнать решили и американскую мультипликацию. Поэтому можно смело утверждать, что мультфильм – не что иное, как госсзаказ.
Вскоре на киностудии «Мосфильм» закипела работа. В качестве основы выбрали беспроигрышную идею о погоне и борьбе «плохого» и «хорошего». Первая серия появилась в том же, 1969 году. Правда режиссером и художником был не Котеночкин, которого знают все, а Геннадий Сокольский. После показа в сборнике «Веселая карусель» серию забраковали: телевизионному руководству мультфильм показался слишком грубым, а герои (даже Заяц) – слишком злыми. Сокольского попросили изменить внешний вид персонажей и скорректировать идею. Режиссер категорически отказался это делать, и продолжать работу было поручили Вячеславу Котеночкину и Светозару Русакову.
Вскоре появились уже знакомые всем нам персонажи: Волк – «типичная урла конца 60-хх», и Заяц – типичный советский «отличник». За мультфильм создателям пришлось бороться. Например, цензуре очень не нравилось, что Волк курит, — сигареты, трубки, папиросы. Создатели убеждали цензоров, что мультфильм скорее рассказывает о вреде курения, чем пропагандирует. Возникли трудности и с озвучкой. Котеночкин не видел никакой другой альтернативы голосу Волка, кроме голоса Высоцкого. Высоцкого цензура все-таки не пропустила, утвердив на роль Анатолия Папанова. Но режиссер все-таки нашел место в мультфильме для Владимира Семеновича: в первом же эпизоде Волк насвистывает песню из фильма «Вертикаль». А вот на роль Зайца без всяких проб утвердили Клару Румянову.
Советская цензура еще несколько раз пыталась придраться к мультфильму, рекомендуя, к примеру, отказаться от «сплошной развлекаловки», но вскоре с самых верхов поступил намек, и создателей оставили в покое.
Не все гладко было и с названием. Указаний на этот счет, естественно не было, зато были многочисленные споры: в качестве вариантов были названия «Ну, подожди!», «Ну, погодите!». Однажды сценарист Феликс Камов обронил фразу: «Ну, погоди!», которая и стала названием.
Кстати, из-за Феликса Камова мультфильм все-таки закрыли: в разгар работы над одной из серий сценарист уехал в Израиль – поступок, равнозначный предательству Родины. Это было посильнее, чем аморальное поведение Волка. Ситуацию спас Н.В. Подгорный, который в то время занимал пост Председателя президиума Верховного Совета СССР. Встретившись с Папановым во время вручения государственных наград в Кремле, чиновник спросил, что делается с Волком. Папанов вкратце объяснил ситуацию, Подгорный выслушал и отметил будто невзначай, что мультфильм нравится и ему, и коллегам. Почти сразу после такого одобрения работа возобновилась.
Вот такая непростая история такого простого любимого мультфильма.
Почти полвека прошло с того дня, когда зрители увидели Волка и Зайца. К сожалению, уже давно нет с нами Папанова, Румяновой, Котеночкина, Хайта – людей, которые сделали этот мультфильм. А вот сам мультфильм – жив. И будет жить еще очень долго, и мы еще не раз услышим знаменитые «Прювет!» и «Слышу, слышу!»