Свои против своих: 25 октября 1922 года закончилась Гражданская война

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

%d0%b3%d1%80%d0%b2%d0%be

В октябре 1917 года Россия, — уже не царская, но еще и не новая,  большевистская, — была окончательно расколота. Каждая из существующих тогда политических партий или даже группировки, имели свои, совершенно непохожие взгляды на то, какой будет новая Россия.

Уже прошла Февральская революция, которая привела к свержению самодержавия и появлению Временного правительства, уже была арестована царская семья,  прошли «июльские дни» с массовыми антиправительственными выступлениями, ставшие закономерным следствием поражений на фронте, провалилось Корниловское выступление, целью которого было восстановление твердой власти; уже был холостой выстрел с «Авроры», который стал сигналом начала Октябрьской революции – год был сплошным калейдоскопом событий.

Следующий год не принес спокойствия стране, которая была измучена Первой мировой войной и внутренними распрями. Заседание Всероссийского учредительного собрания и расстрелянные митинги в его поддержку, анафема патриарха Тихона на тех, кто осуществлял гонения на православную церковь и Брестский мир, по которому отторгались огромные территории.

К середине 1918 года иллюзий на то, что можно решать внутренние вопросы путем переговоров, ни у кого не оставалось.
Уже не было классических сторонников монархии, — Белое движение, долгие годы ошибочно считавшееся безусловным сторонником возрождения России как монархической державы, уже несло различные идеи: либерализм и социал-демократию (КомУч и Уфимская директория), анархизм Махно и фашизм Унгерна, идеи национал-социализма и автономии, — не было даже возможности диалога, а о какой-то единой идее речи вообще не шло.
С другой стороны был большевизм. Который, в принципе, в то время был даже не идеологией, а лишь знаменем, под которым собирались разные социальные группы. Действительно серьезным отличием «красных» от «белых» было настоящее, не временное единство.

Страну, которая была разорвана уже не просто политическими противоречиями, а самой настоящей Гражданской войной, ждала и еще одна беда – Британия и Франция уже успели разделить сферы влияния: Кавказ британцы «отдали» себе; Украина, Крым, Бессарабия были обещаны Франции; Сибирь и Дальний Восток должны были «достаться» США и Японии.

В 1918 году начинается  массовая интервенция и экспансия иностранных держав.
Германия и Австро-Венгрия начали военные действия на Украине, в Прибалтике, на европейской части России, Османская империя вела боевые действия в Закавказье.

Если с этими государствами все было более или менее ясно, — это были внешние враги, которые, воспользовавшись ситуацией, проводили политику экспансии или попросту аннексировали территории, то с остальными все было гораздо сложнее: еще не успели просохнуть чернила на Брестском мирном договоре, как иностранцы высадятся в Мурманске, а спустя месяц японские военные сойдут во Владивостоке.

Говорить о том, что происходило в 1918 году  можно бесконечно долго. В ходе войны, в которую оказались вовлечены все, к концу лета Советская власть будет сохраняться только в центральной России и на небольшой территории Туркестана. Только во второй половине года Красная Армия займет некоторые территории Поволжья и часть Урала.

В ноябре того же года новое советское правительство аннулирует Брестский мир, после чего начнется освобождение  целого ряда территорий от интервентов.
Только в начале 1920 года государства Антанты полностью отзовут свои войска и снимут блокаду.

А в начале 1921 года крестьянские восстания, которые не прекращались уже три года, перерастут в крестьянские войны. Заполыхали Тамбовщина и Украина, Поволжье, Кубань и Сибирь.
Теперь уже крестьяне требовали ликвидации новой диктатуры: войну пришлось вести не только против царских генералов, но уже и против простого народа.
Пожар недовольства перебросился и на вооруженные силы, и на рабочих: будет подавлен Кронштадтский мятеж,  возникнет движение «зеленоармейцев», которые одинаково ненавидели и большевиков, и белогвардейцев, и интервентов; в июне будет в прямом и переносном смыслах задушено тамбовское восстание,

Политика большевиков в эти годы стала более, чем прозрачной: диктатура, монополия, отчасти террор. Но именно такая жесткость позволила удержать власть в начале 20-хх годов.

Теперь уже оставались не такие глобальные задачи, как те, которые стояли в 1918 году: белое движение уже почти везде было сломлено, — оставались лишь очаги сопротивления на Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

Наиболее серьезное положение складывалось на Дальнем Востоке, где власть удерживали сторонники Белого движения.

В ноябре 1921 года Белоповстанческая армия начала наступление на север. К концу года армия прошла до станции Волочаевка, где был создан последний укрепленный район.

Народно-революционная армия Дальневосточной республики, которой командовал Блюхер, начала штурм последнего оплота Белой армии 10 февраля 1922 года. Уже через два дня части НРА заняли Хабаровск, вынудив Белоповстанческую армию отойти в нейтральную зону, которую контролировали, в том числе, и японские войска…

… 25 октября 1922 года части НРА Дальневосточной республики, которыми командовал Иероним Уборевич, вошли в оставленный белогвардейцами и японскими интервентами Владивосток.

Именно этот день принято считать окончанием одной из самых страшный войн в истории нашего государства – Гражданской войны 1917 – 1922 годов.

Боевые действия будут продолжаться вплоть до 1 июля 1923 года: на Дальнем Востоке еще будут воевать войска генерала Пепеляева, но на большую территорию истерзанного двумя страшными войнами государства придет долгожданный мир.

Новому государству предстоял огромный труд.
Понадобятся годы, чтобы вернуть все то, что было разрушено за долгие годы братоубийства: предстояло восстановить промышленность, побороть голод, неграмотность, болезни, избавится от тяжелого «наследства», оставленного полчищами интервентов, которые воспользовавшись слабостью России, постарались выжать из нее как можно больше.
Но была задача, куда более сложная, чем восстановление промышленности – нужно было объединить людей, дать им уверенность в завтрашнем дне.
Страшные раны, которые нанесли стране все те, кто хотел власти любой ценой, будут затягиваться еще долгие годы.

В той войне не было двух идей. Не было черного или белого. Все было настолько сложно, что разобрать, кто был прав или же виноват больше других, даже спустя почти век, невозможно.

А вот итог однозначен. Огромная страна была буквально залита кровью обычных людей, которые по-разному представляли себе будущее России.

Это был самый страшный урок, забывать который никто не вправе…

    Оставить комментарий