167 лет назад эскадра Черноморского флота под командованием Павла Нахимова уничтожила в Синопской бухте 15 фрегатов, корветов, пароходов и судов Османской империи. Командующий турецким флотом вице-адмирал Осман-паша и 200 матросов попали в плен, а общие потери убитыми и раненными составили свыше трех тысяч человек. 1 декабря стало Днем воинской славы России.
Утром 30 ноября 1853 года шесть парусных линейных кораблей и два фрегата Черноморской эскадры атаковали турецкую эскадру. На борту кораблей под Андреевским флагом было 376 орудий.
Османский флот имел свои преимущества, основными из которых являлись стоянка в укрепленной базе и наличие пароходов. Всего в турецкой эскадре насчитывалось 476 корабельных пушек, а с берега их поддерживали 44 артиллерийских орудия. Кстати, в составе турецкого флота находился 44-х пушечный «Фазли Аллах», захваченный в 1829 году у России фрегат «Рафаил».
Замысел Нахимова предполагал атаку неприятеля двумя колоннами линейных кораблей. Фрегаты должны были под парусами наблюдать и блокировать турецкие пароходы. Впервые в сражении русский флот применил 68-фунтовые бомбические орудия. Обладающие большим разрывным действием бомбы и гранаты обеспечили успех русским морякам, тогда как турецкие артиллеристы стреляли лишь ядрами. Кстати, русские комендоры за четыре часа боя выпустили около 17 тысяч снарядов.
Впрочем, турецкие моряки показали себя храбрыми противниками. Главный удар принял на себя флагманский корабль «Императрица Мария», который лишился большей части рангоута и стоячего такелажа, у грот-мачты осталась нетронутой только одна ванта. После боя в одном борту насчитали 60 пробоин. Участник событий Виктор Барятинский, находившийся в эскадре Корнилова, писал: «Оказалось, что на «Марии» было больше всего убитых и раненых, так как Нахимов шел головным в эскадре и стал с самого начала боя ближе всех к турецким стреляющим бортам. Пальто Нахимова, которое он перед боем снял и повесил тут же на гвоздик, было изорвано турецким ядром».
Линейный корабль «Великий князь Константин» в Синопском сражении получил 30 пробоин и повреждения всех мачт. Линейный корабль «Чесма» под началом Виктора Микрюкова получил 20 пробоин, повреждения грот-мачты и бушприта. Корабль «Ростислав» чуть не взлетел на воздух, на нем начался пожар, но возгорание удалось ликвидировать. Корабль получил 25 пробоин, а также повреждения всех мачт и бушприта. Более 100 человек из его команды были ранены. Второй русский флагман «Париж» под командованием Владимира Истомина получил 16 пробоин, а также повреждения кормы и гондека. Всего потери Черноморского флота составили 37 убитых и 233 раненых.
Победа была полной. Из 16 османских кораблей ускользнул только один пароход «Таиф», которым командовал находившийся на турецкой службе англичанин Слейд. Взрывы на батареях и подрывы выбросившихся на берег судов привели к сильному пожару в городе. Население, власти и гарнизон Синопа бежали в горы. Сражение показало значение бомбических орудий для развития флота, так как деревянные корабли не могли противостоять огню таких пушек.