Реформы Петра Великого стали, пожалуй, самыми масштабными преобразованиями в более чем тысячелетней истории нашей страны.
Неиссякаемая активность царя была направлена на создание нового государства — сильного, развитого, по-европейски организованного. Решение этой колоссальной задачи требовало огромных ресурсов, но Петра это, судя по всему, нисколько не смущало.
В качестве первоочередной задачи было определено преобразование вооруженных сил. Войско старого типа, состоявшее в основном из стрелецких полков и дворянского ополчения, было многочисленным, но боевые качества его оказались неудовлетворительными. Требовалось формировать новые регулярные полки, обученные современной тактике и надлежащим образом оснащенные. Кроме того, необходим был военный флот, который вообще пришлось создавать с нуля.
Нечего и говорить, что эти преобразования потребовали огромных финансовых затрат. Раньше дворяне «кормились» с собственных поместий, да еще и являлись на войну вооруженные (не слишком хорошо) и со своими людьми (необученными) — это было очень экономно. Теперь же рекрутов надо было обеспечить всем необходимым за счет казны, причем многие товары для армии приходилось закупать за границей. Оттуда же поначалу выписывали грамотных офицеров — опять-таки небесплатно. Развитию отечественных «стратегических» отраслей промышленности и обучению собственного офицерского корпуса Петр также уделял внимание, но на первых порах и эти мероприятия требовали больших вложений.
В итоге военные расходы составляли более половины государственного бюджета, по некоторым подсчетам достигая 80-90% всех казенных расходов. Петр предпринимал меры и для развития экономики страны в целом, но такие затраты не мог компенсировать никакой экономический рост — бюджет постоянно был дефицитным.
Выход правительство, как это часто бывает, нашло в увеличении налогового бремени. Новые сборы вводились в невиданных ранее масштабах — появились подати на бани, на постоялые дворы, на бороды, мельницы, печи… В особых случаях (например, при подготовке большого военного похода) вводились и экстренные платежи в казну.
Мало того, был учрежден институт «прибыльщиков» — предприимчивых людей, которые придумывали новые налоги, получая в свою пользу часть собранных средств. Недостатка в свежих идеях такого рода не возникло, но финансовый эффект от нововведений оказался невелик — фискальная политика правительства привела к тому, что платежеспособность населения чрезвычайно снизилась, и платить многим было просто не из чего.
Парадокс царствования Петра состоял в том, что небывалый рост богатства и могущества государства шел параллельно с существенным ухудшением экономического положения основной массы населения.