Говорят, что в отличие от многих других коллег по цеху, артистом Евстигнеев стал случайно. Во время одного из выступлений, — после работы он часто играл в оркестре кинотеатра, — его заметил ректор Горьковского театрального училища и задал вопрос «не хотите ли стать драматическим актером?» на который получил неопределенный ответ «не знаю».
Всего через пять лет после этой встречи Евгений Евстигнеев будет играть во Владимирском драматическом театре, куда попадет по распределению после окончания того самого училища.
Потом будет школа-студия МХАТ, где вместе с другими студентами он примет участие в создании «Студии молодых актеров», которая позже станет знаменитым «Современником».
Евстигнеев окажется из тех актеров, которым не нужны были «университеты» чтобы развивать свой дар. Ему все давалось сразу и удивительно легко, а получалось необыкновенно элегантно – артистом он был не по диплому, а по призванию.
Вскоре режиссерам придется привыкать к тому, что обсуждать с ним роли – занятие безнадежное: Евстигнеев «проглатывал» сценарий и говорил «Все понятно. Осталось выучить текст».
На сцене или съемочной площадке он не играл, а жил.
В итоге получилось так, что из всех ролей, сыгранных артистом, можно составить огромную книгу, по которой можно изучать людские характеры: добрый и бесконечно наивный Плейшнер, хитроватый и скользкий Корейко, вор старой закалки Ручечник и талантливый Преображенский. Своих героев он делал абсолютными. Добрых — он делал еще добрее, злых — черствее и грубее: каждому своему герою он отдавал частичку себя, поэтому любая роль, даже самая незначительная запоминалась сразу. И это при том, что сначала его приглашали только на маленькие, почти незаметные роли.
Он увлекал людей, причем не только на сцене. И это при том, что он не был классическим киношным красавцем – его внутренне обаяние было куда сильнее обаяния внешнего.
А еще он гениально говорил без слов. Причем там, где без слов, казалось бы, не обойтись. Однажды на премьере спектакля «На дне» Евстигнеев забыл текст. Присутствующему на показе Анджею Вайде поспешили объяснить ошибку актера, на что он ответил, «актер и так сказал достаточно».
Мимо этого дара не пройдет Татьяна Лиознова: в «Семнадцать мгновений весны», Евстигнеев, которому достанется роль Плейшнера, жестами, мимикой, походкой сможет донести роль лучше, чем словами. Популярность как киноактеру пришла, естественно гораздо раньше.
Детскую и одновременно совершенно недетскую комедию «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» сделал в том числе и он, — сумевший язвительную сатиру обыграть так, что она стала иронией.
А еще были и «Берегись автомобиля», и «Старики-разбойники» и «Собачье сердце» в котором он сыграл роль Преображенского так, что переиграть его уже невозможно.
Он был не совсем «типичным» советским артистом: ему нравились красивые вещи, он легко увлекался, любил красивую жизнь и…машины, — по воспоминаниям знавших его, он даже в магазин не ходил пешком. И при всем этом, он был невероятно сентиментальным.
Евгения Александровича не стало 4 марта 1992 года: он умер буквально за несколько часов до начала операции, после которой надеялся снова играть. Он ушел, оставив после себя больше сотни ролей и фразу «…для будущих поколений мы создаем другую легенду»…