Кубинский провал США. 17 апреля 1961 года началась операция в заливе Свиней

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

(оригинал фото www.ria.ru)

20 января 1961 года присягу в качестве президента США принял Джон Кеннеди. Буквально через пару дней после вступления в должность он возглавил заседание, на котором обсуждался кубинский вопрос, и было принято решение о вооруженном вторжении на Кубу. Несколькими месяцами позже он утвердил и дату начала операции – 17 апреля.

Предыстория
Предпосылки этой операции возникли не в 1961 году, а гораздо раньше, — в XIX столетии. А если быть точнее, то в 1823 году.
Именно тогда президент Монро разработал внешнеполитическую концепцию, которую впоследствии назвали его именем — «доктрину Монро».
Согласно ей, все Западное полушарие стало сферой жизненно важных интересов США. Пройдет много времени прежде чем доктрина получит свое развитие. В начале 20 века Рузвельт провозгласит «политику большой дубинки»: США сами себе подарили право урегулирования любых конфликтов на территории Латинской Америки, в том числе и при помощи военного вмешательства.

«¡Cuba — sí!
¡Yankee — no!»

В самом начале 1959 победой восставших закончилась Кубинская революция. Она то и нанесла довольно чувствительный удар по экономическим интересам США: революционные реформы привели к тому, что почти тысяча американских предприятий и компаний понесли огромные убытки. Вскоре США объявили об экономической блокаде Кубы. В том же году президент Эйзенхауэр, заявив о том, что Кастро может создать реальную угрозу интересам США в Латинской Америке, поручает ЦРУ разработку устранения режима.
В Вашингтоне искренне надеялись на то, что Кастро обязательно совершит ряд ошибок, что приведет к падению режима без особого вмешательства со стороны. А для того, чтобы это произошло скорее, США предполагали оказание «помощи» в виде всяческих мелких, а иногда и не очень, диверсий.
Особых ошибок Кастро совершать не спешил. Поэтому в январе 1960 года Эйзенхауэр решил, что настало время для более решительных действий. Вскоре было утверждено решение о проведении операции, предусматривающей свержение кубинского правительства. Планы были наполеоновские: предусматривалось создание единой оппозиции –  самый излюбленный метод США; создание подрывной сети, и, самое главное, подготовка военизированной силы.
Почти год понадобился ЦРУ, чтобы понять бесперспективность своего проекта.
Поэтому 4 января 1961 года был представлен новый план, предусматривающий высадку десанта, который организует всеобщее восстание на Кубе. Если же этот план не сработает, тогда на уже занятый плацдарм прибудет «новое правительство», которое обратится за помощью к США.

Молодо, но не зелено.
Заканчивать начатое Эйзенхауэром предстояло новому президенту – Джону Кеннеди. Он и утвердил последний вариант операции, получившей название «Запата», включавшую в себя имитацию десанта в Пинар-дель-Рио, высадку основной группы в заливе Свиней, нанесение авиаударов по кубинским военным аэродромам.
Для Кеннеди свержение Кастро было вопросом принципиальным. В своих предвыборных речах будущий президент частенько говорил о неспособности Эйзенхауэра разрешить кубинский вопрос, и пути назад поэтому уже и не было.

Ошибаясь и спотыкаясь.
15 апреля американские бомбардировщики нанесли авиаудары сразу по трем военным аэродромам. Отбомбившись, пилоты поспешили сообщить о том, что вся кубинская авиация уничтожена. На деле же было уничтожено только три самолета из 24. При этом огнем кубинской ПВО один бомбардировщик был сбит, а второй получил повреждения и в дальнейшем не принимал участия в операции.
Один из бомбардировщиков после налета совершил посадку в Майами, и пилот, кубинец-эмигрант, попросил политического убежища в США, заявив, что он дезертировал из ВВС Кубы. Однако журналисты смогли разглядеть, что самолет отличается от тех, что состоят на вооружении Кубы. Дезинформация не сработала, и поэтому повторный налет был отменен.
Дальше – больше. Отряд особого назначения, составленный из эмигрантов, должен был высадиться в провинции Орьенте, чтобы отвлечь внимание частей береговой обороны. Однако и эта высадка была сорвана.
Несмотря на провальное начало операции, 17 апреля началась высадка основных сил в заливе Свиней.  Быстро продвинуться вглубь острова американцы не смогли – их встретил отряд кубинской милиции, с которым пришлось вступить в бой. Кубинцы задержали продвижение бойцов «бригады 2506» и успели сообщить о вторжении в Гавану.

Уже на рассвете «уничтоженные» ВВС Кубы нанесли удар по кораблям с десантом на борту. В результате были уничтожены две баржи и два десантных судна: на одном из судов находился пехотный батальон, а в результате взрыва одного из транспортных судов было уничтожено почти все вооружение и боеприпасы. Слаженные действия кубинцев привели к тому, что продвижение противника было сначала остановлено, а потом его и вовсе начали теснить к побережью.
Ситуация развивалась совсем уж не по сценарию Вашингтона.
А к утру 19 апреля перешедшие в наступление кубинские войска вынудили американцев сдаться.
Операция заняла всего лишь 72 часа. За это время вся «бригада 2506» была разбита. Те, кто не погиб на побережье, были захвачены в плен.

Это был провал: маленькая Куба, отвесив чувствительную оплеуху США, опозорила«хозяина» Западного полушария.
Точку Кастро поставил только в декабре 1962 года, когда по его приказу пленных из  «бригады 2506» обменяли на медикаменты и продовольствие.

    Оставить комментарий