Полная неожиданность: как русская мина потопила крейсер «Фридрих Карл»

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...

Полная неожиданность: как русская мина потопила крейсер «Фридрих Карл» 
Ровно 106 лет назад — 17 ноября 1914 года — в Балтийском море на русской мине подорвался броненосный крейсер «Фридрих Карл» германского императорского флота. Примечательно, что произошло это у самых берегов Пруссии, что стало для немцев полной неожиданностью.

В начале Первой Мировой войны действия русского флота на Балтике носили в основном оборонительный характер, основной задачей было не подпустить противника к Петербургу. Согласно «Плану операций морских сил Балтийского моря на случай европейской войны на 1914 г.», в течение первых двух недель необходимо было создать Центральную минную позицию на рубеже Ревель — Поркалаудд. Тем самым выигрывалось время, чтобы обеспечить мобилизацию войск гвардейского корпуса и петербургского военного округа и дать возможность сухопутным войскам сосредоточиться для отражения десанта. Минирование в указанном районе было выполнено без промедления. 

Как сообщают авторы книги «Использование мин в мировую империалистическую войну 1914-1918 гг.», вскоре командование русским Балтийским флотом сделало правильный вывод об отсутствии у противника намерения проникнуть в глубь Финского залива — немцы сами ставили мины на опасных с их точки зрения участках. Тогда Балтфлот перешел к более активным действиям, которые в итоге вылились в минно-заградительные операции в средней и, главным образом, в южной части моря. Операцию по минной блокаде немецких военно-морских баз разработал один из ближайших помощников командующего Балтийским флотом — Александр Колчак. 

В течение осени состоялось несколько вылазок наших сил к берегам неприятеля, одной из наиболее успешных с точки зрения результата можно назвать операцию 5 ноября. Четыре миноносца типа «Охотник» и эсминец «Новик» выставили заграждение у Мемеля (до 1923 года принадлежал Германии, ныне — Клайпеда) и Пиллау (ныне — Балтийск Калининградской области). Миноносцы выставили 140 мин в районе Мемеля, а «Новик» — 50 мин отдельно у Пиллау в Данцигской бухте. Мины ставились на глубине около трех метров.

Немцы в это время планировали операцию против русского флота. Они намеревались нанести удар до зимы, когда погода на Балтике портится, а судоходство из-за сильного волнения моря затрудняется. В частности, планировалось проникновение в Финский залив подводных лодок, которые должны были атаковать корабли. А надводный флот немцев готовил массированный обстрел Либавы (Лиепая). 

Командовать операцией было поручено контр-адмиралу Берингу, который в качестве флагманского корабля получил броненосный крейсер «Фридрих Карл». Он относился к кораблям типа «Принц Адальберт» — они имели главный броневой пояс шириной два метра, корпус делился водонепроницаемыми переборками на 14 основных отсеков. Вооружение состояло из различных пушек калибром от 210 до 88 миллиметров, торпедных аппаратов и пулеметов.

Как пишет Рудольф Фирле в книге «Война на Балтийском море», вечером 16 ноября флот немцев выдвинулся к месту проведения операции, однако через несколько часов — около 01.46 — «Фридрих Карл», находясь в 33 милях от Мемеля, «испытал сильное потрясение». Сперва на корабле были уверены, что протаранили английскую подводную лодку. Затем обнаружилась течь, и Беринг решил, что крейсер был атакован субмариной — контр-адмирал отдал приказ срочно отклониться в сторону, чтобы избежать повторного удара. О том, что они могут наткнуться на русскую мину у самого Мемеля, немцы даже не подумали. 

В результате маневра крейсер вскоре нарвался на еще одну мину, у него заклинило руль, и корабль стал беспомощно описывать круги в море. Команде удалось подать сигнал SOS, и спустя несколько часов, в течение которых моряки беспрестанно откачивали воду, пытаясь удержать судно на плаву, к месту аварии прибыл крейсер «Аугсбург», спасший экипаж «Фридриха Карла». В ходе ночного инцидента погибли восемь моряков крейсера, сам корабль был бесславно и безвозвратно утерян.

Источник