Моё дело — воспитывать детей, а не бегать с вашими жуликами по Советскому Союзу: 45 лет назад на экраны вышла картина «Джентльмены удачи»

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

%d0%b4%d0%b6%d1%83%d0%b4В начале 1970 года на киностудии «Мосфильм» появились двое:  уже известный советскому зрителю режиссер Георгий Данелия и писательница Виктория Токарева.  Режиссерам и писателям на киностудии никто не удивлялся – их можно было видеть каждый день. А вот то, что принесли Данелия и Токарева – было чем-то действительно новым. В кабинете руководителя киностудии соавторы (Данелия выступил именно в роли автора сценария) гости заявили прямо: «Хотим создать фильм, в котором снимутся лучшие комедийные актеры: Леонов, Никулин, Крамаров, Миронов и Быков».

Казалось бы,  комедийные актеры, «Мосфильм», Данелия, Леонов, Никулин, — что же в этом нового. Необычным было то, кто должен был снимать картину, сценарий которой условно назывался «Рецидивист». Как предполагал Георгий Николаевич, режиссером картины должен был стать Александр Серый, с которым он учился на режиссерских курсах. Необычным было то, что Серый был…бывшим заключенным, которому после выхода на свободу никто даже и не думал предлагать работу, не то, что на «Мосфильме», а даже в провинции. Когда несостоявшийся режиссер оказался на свободе, Данелия предложил Серому снять картину, по написанному им и Токаревой сценарию.

Вскоре от того, что задумывали сценаристы, не осталось ничего.  Ни шайки мошенников и борющегося с ними сотрудника милиции; после поменяли почти всех актеров (не тронули только Крамарова и Леонова) и даже название заменили на более «удобное» для зрителя «Джентльмены удачи».
Под давлением милиции из сценария безжалостно убирали настоящие бандитские слова (Серый не по книгам знал все эти выражения) и меняли их на весьма условно уголовную лексику «редиска», «канай отсюда» и «моргалы выколю». Кстати режиссеру консультант от МВД  порекомендовал отправиться на…зону: мол, картина будет совсем достоверной, если режиссер пару недель проведет в тюрьме и узнает тюремную жизнь изнутри. Александр Серый выслушал, и отправился в одно из исправительных учреждений недалеко от Горького. Правда, спустя несколько лет признался, что все эти две недели тихонько просидел в гостинице.

Если со словами и фразами было все просто – их придумывали на ходу, то с актерами было гораздо труднее.
Никулин категорически отказывался от очередной комедийной роли, у Миронова уже шли другие съемки, Быков сказал, что есть более важные дела, чем съемки, Мкртчана не отпустили из-за торжественных мероприятий по случаю 50-летия образования Армянской ССР.

Однако и с этой проблемой авторы картины сумели справиться. И через год утверждения, согласований, учтя все пожелания и справедливые замечания руководителей «Мосфильма» и Министерства внутренних дел, принялись за съемки картины.

Описывать то, как снимали «Джентльменов удачи» очень трудно. И дело даже не в том, что нечего рассказать. Просто съемки шли всего три месяца – с февраля по апрель 1971 года. Сцены на профессорской даче снимали в Серебряном бору, детский сад и заброшенный дом – в Москве, а тюрьму и побег из нее – в Самарканде. Причем самыми трудными были съемки в тюрьме: никакой бутафории и специально выстроенных павильонов – все снималось в настоящей тюрьме, в которой съемочную группу постоянно сопровождали милиционеры.

Впрочем трех месяцев хватило для того, чтобы набрать целую коллекцию смешных и не очень смешных историй со съемочной площадки.
Крамаров категорически отказывался лезть  в цистерну – у актера была клаустрофобия, Леонов наотрез отказывался садиться на верблюда – поэтому его на себе возили члены съемочной группы.
Свои коррективы то и дело вносила погода: сцены в Москве отсняли в дождливую погоду, а когда уехали на съемки в Самарканд – в белокаменной пошел снег, поэтому съемочной группе срочно пришлось возвращаться в Москву и переснимать сцены.

Именно со снегом связан и один из самых смешных моментов картины – утренняя зарядка. Дело в том, что изначально планировали снимать обычную зарядку – Леонов, Вицин и Крамаров договорились между собой, что откажутся выходить на снег чуть ли не голыми. Только вот Муратова, который сыграл Василия Алибабаевича, об этом не предупредили. А он, изрядно опоздав на съемки, вышел в кадр в одних плавках. Остальным пришлось раздеваться и «мстить» коллеге – сцена, в которой Крамаров и Вицин натирают Муратова снегом, не что иное, как обычная импровизация, которую решили не переснимать.

Сцена пожара была тоже настоящей. Ее снимали в доме, который планировалось снести. Поэтому съемочной группе разрешили делать все, что им захочется. Быть может поэтому съёмочная группа увлеклась настолько, что в один прекрасный момент ее чуть ли не за шиворот вытаскивали из самого настоящего огня.

Сложности, возникавшие в ходе съемок, часто были, как и сам фильм, комическими: например, в Самарканде, еле нашли верблюда – пришлось брать из зоопарка (кстати, говорят, что верблюд жив до сих пор)

Да и на худсовете фильм одобрили почти сразу. Самой большой претензией было то, что шлем, за которым гонялись герои фильма, выглядит слишком ненатурально.

Одним из первых картину увидел Брежнев, который очень любил посмотреть новый хороший фильм. При этом многие кадры генсеку комментировал зять генсека, Чурбанов, служивший в МВД.. Картина понравилась и Брежневу, — это и решило судьбу «Джентльменов удачи».

13 декабря 1971 года картина вышла в прокат. Современники вспоминают, что уже через день билеты на фильм достать было невозможно. За год картину посмотрели более 65 миллионов зрителей и, наверное, столько же человек пересматривают любимую картину уже на протяжении 45 лет…